В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родителей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше), что не нужен контролер (и так одни проверяющие), что другие дети начинают капризничать (почему Сережина мама пришла, а моя — нет), что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени у педагогов, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов, чувство обиды и даже этнические стереотипы — все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений. Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем — детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада. Можно выделить пять уровней участия семей в жизни УДО:• оказание разовой помощи; • участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п.; • участие в качестве постоянных добровольных помощников; • участие в принятии решений относительно своего ребенка или группы, которую он посещает, инициирование действий и проектов «для своих»; • участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности УДО в целом. Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности. По аналогии с известной пословицей «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить» будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вырастить» желание получить пользу. Начнем с родителей. Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы: • они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания; • у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них; • появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу; • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; • формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны; • возникает доверие к воспитателям и другим coтрудникам детского сада; • делается выбор детского сада для второго ребенка; • родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома; • взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери; • устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями. А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе: • в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым; • присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам; • у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер; • знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания; • дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта; • взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности; • дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке. А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников: • изменение соотношения «взрослый-ребенок» в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами; • сокращение расходов на зарплату штатных воспитателей в том случае, когда родители работают на добровольной основе постоянно (в качестве ассистентов воспитателя); • возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми; • возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома; • происходит более тесное общение между родителями; • родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада; • являясь представителями различных культур, родители вносят особый вклад в процесс обучения; • возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; • возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах). Кроме того, что у педагогов формируется чувство уважения по отношению к семьям воспитанников, это положительно влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду. Итак, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход. Большее количество взрослых в группе — прекрасный способ разнообразить и индивидуализировать задания, выполняемые детьми, предоставить им широкий выбор видов деятельности. Например, взрослые могут читать детям вслух или слушать их рассказы, занимаясь с одним ребенком или с небольшой группой. Они могут руководить занятиями в Центрах искусства, математики или естественных наук или же, следуя указаниям воспитателя, помогать в выполнении заданий отдельным детям, готовить материалы и задания для воспитанников. А может быть, у кого-нибудь из них есть хобби или какой-нибудь талант, которыми они могут поделиться с детьми. Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный, персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в УДО. Практические действия по привлечению родителей и других взрослых помощников Некоторые воспитатели испытывают озабоченность по поводу присутствия родителей в качестве наблюдателей, помощников или ассистентов в группе. Беспокоит сам факт на занятиях другого взрослого, который наблюдает и оценивает; возникает неуверенность по поводу своей роли в отношении этого взрослого — педагог не знает, как на это реагировать. Есть воспитатели, которые считают родителей неподготовленными и неумелыми для общения с детьми, не способными сделать что-нибудь полезное. Возможно, это происходит потому, что педагоги не понимают, чем другой взрослый может помочь им в работе с группой. Некоторые считают, что в задачу воспитателя не входит планирование работы со взрослыми помощниками. Для многих такая работа будет в новинку. Лучшим способом справиться с этими сомнениями является совместное создание всеми работниками детского сада и родителями эффективной программы сотрудничества с семьями. В таком случае вы сможете выявить преимущества привлечения родителей и других добровольных помощников. Составив список этих преимуществ, вы объясните себе и другим, зачем нужна программа. А когда все будут твердо убеждены в этих преимуществах, процесс следует начинать. Мысленно рассмотрите весь день, запишите свои идеи относительно привлечения родителей. Для этого вы можете задать себе вопрос: «Чем конкретно родители или другие взрослые могут помочь... • в работе с небольшими группами или с отдельными детьми? • в отношении материалов и оборудования? • при осуществлении проектов или общих мероприятий? • в подготовке праздников? • в оценке достижений и проблем отдельных детей?» В результате таких размышлений появится много вариантов включения родителей в педагогическую деятельность детского сада. |