Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Природа – наш дом. Занятия по образовательной области: «Ребенок и природа» для детей старшей группы

Дата: 10 апреля 2018 в 15:41, Обновлено 10 декабря 2023 в 23:11

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ:

«РЕБЕНОК И ПРИРОДА»    В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «ПРИРОДА – НАШ ДОМ»

https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad19mozyr/library/Красная_Книга_занятие.pptx

Воспитатель:   Маслова Мария Васильевна

Программные задачи:

- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;

- формировать представления о том, что растения и животные нуждаются в охране и защите;

- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями природы;

-воспитывать уважение и бережное, заботливое отношение к растениям и животным.

Оборудование: мультимедийная установка, иллюстрации животных и растений, которые охраняются законом, магнитофон, сигнальные карточки.

Предварительная работа: Наблюдения в уголке природы и на участке. Чтение рассказов о природе.

Ход занятия

Воспитатель дошкольного образования (В.д.о): Сегодня мы будем говорить о природе, о бережном отношении к природе, о ее защите.

- Что такое природа? (ответы детей)

- За что мы любим природу? (ответы детей)

- Какие книги читали о природе? (ответы детей)

- Что есть в нашем уголке природы? (ответы детей)

В.д.о: Ребята, давайте вспомним какие правила поведения в лесу надо соблюдать? (не кричать, не пугать животных, птиц, насекомых, не рвать цветы, не ломать ветки растений).

Молодцы, я надеюсь, что все вы соблюдаете эти правила, приходя в лес.

Хорошо мы вспомнили, как относиться к деревьям и кустарникам, можно ли обижать птиц,рвать цветы, ломать ветки растений.

Но ведь природа – это не только участок детского сада. Это и леса, и луга, и реки, и горы, и все, что там живет и растет. Давайте поговорим о лесе. Мы говорим: «Лес – это наше богатство».

- Что растет в лесу?

- Кто живет в лесу?

- Кто заботится о лесе? (лесник)

- Как лесники заботятся о лесе?

- Какую пользу приносит лес? (ответы детей)

В.д.о: - Для чего люди рубят лес? (людям нужны дрова для отопления своего дома, бревна для строительства домов, лодок. Для строительства кораблей раньше использовали самые красивые высокие и стройные сосны. Они так и назывались – корабельные. Сейчас корабли делают из металла, а дома чаще строят из кирпича и бетона.)

- Что сегодня люди умеют делать из дерева? (Мебель, бумагу, игрушки, поделки.)

- Что мы можем сделать, чтобы сберечь лес? (Чтобы сберечь хоть немного леса, мы должны бережнее относиться к мебели – пусть дольше нам прослужит; экономить бумагу, собирать макулатуру для переработки бумаги.)

Да, лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.

В.д.о: Ребята, давайте с вами поиграем в игру  «Оцени поступок человека»

Задание:  зачитывается описание поступка человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Дети должны оценить этот поступок, подняв соответствующую сигнальную карточку:

красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде;

жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе;

зелёный – действие разрешено.

1. В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты.

2. Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать.

3. Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок.

4. Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки.

5. Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его.

6. В уголках природы дети с воспитателем выращивают комнатные растения.

7. Каждую зиму дети проводят операцию «Птичья столовая».

8. Каждую весну на территории детского сада высаживаются цветы.

В.д.о: Мы с вами поиграли и теперь каждый из вас запомнит, что можно и что нельзя делать в природе.

Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар. А после пожара лес долго бывает мертвым. Послушайте стихотворение Глеба Горбовского, которое так и называется «Мертвый лес» (в записи на магнитофоне).

 

Глеб Горбовский «Мертвый лес»:

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел...

Трагедию исчислил в сумме

один хозяйственный отдел...

Медведь ушел, удрали зайцы,

хватили горя комары,

в жилищах птиц сварились яйца

от неестественной жары. ...

Стоял, как братская могила,

безрукий, безволосый лес:

что ни пихта - иссякла сила,

и что ни лиственница - крест.

Я уходил из этой жути

с большой тревогой за людей...

Не люди лес сожгли, не люди! –

Не человек. Злодей.

Злодей.

 

 

В.д.о: - Как вы думаете, почему в лесу случился пожар?

- Почему поэт показывает злодеем человека, который сжег лес?

- Как нужно беречь лес от пожара? (ответы детей).

Правильно. Ведь человек многим обязан лесу. Народ издавна складывал о лесе стихи, песни, пословицы, поговорки. А какие пословицы о лесе помните вы?

Дети:

- Растения – земли украшения.

- Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.

- Рощи да леса – всему краю краса.

- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

- Лес – богатство и краса, береги свои леса.

- Враг природы тот, кто леса не бережет.

Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса и его обитателей.

Лес – это воздух для легких, влага и тень.

Лес – кладовая, отдающая бесплатно свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Лес - это дом для зверей, насекомых и птиц.

А вот как защищают лес его жители:

- каждая сова уничтожает за год 1000 мышей,

- у кукушки необыкновенный аппетит: за 1 час она съедает 100 гусениц,

- в муравьином домике за день исчезает целый килограмм вредных насекомых.

В.д.о: А сейчас мы с вами поиграем  в игру Блиц-опрос «Знаете ли вы?». Я буду задавать короткие вопросы, а вы должны предоставить ответ.

  1. Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
  2. Что означает плач березы весной? (Сокодвижение)
  3. Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук, уходя на охоту, чистит свою шерстку от прилепившейся к ней земли)
  4. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа, летом)
  5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар пьют от кашля)
  6. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Потому что она выделяет едкую желтую жидкость, которая птицам не нравиться.Раз попробовав, птица запоминает яркого жука)
  7.  В какое время суток лучше отправляться за грибами? (С рассветом или рано утром, когда гриб самый крепкий и душистый)
  8. Какую птицу называют птицей мира? (Голубь)
  9.  Кто кукует у кукушки? (Самец)
  10. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)

В.д.о: Давайте с вами поиграем.

Физкультминутка «Перелет птиц»

Птицы дружно полетели,

Полетели и присели.

Поклевали зернышки,

Поиграли в полюшке.

Перышки помыли.

Водички попили.

Вправо, влево посмотрели

И тихонько присели.

В.д.о: На некоторых животных запрещена охота, их специально разводят в заповедниках и питомниках. В заповедниках нельзя рубить деревья, косить траву, рвать цветы. Некоторые растения и животные могут исчезнуть, поэтому появился закон об охране природы. Редкие животные, растения, насекомые занесены в особую книгу – Красную Книгу. Красный цвет – это цвет опасности. Это значит – внимание – это животное и растение может навсегда исчезнуть.

         Сейчас мы с вами посмотрим, какие животные, птицы, растения занесены в Красную Книгу. (приложение 1)

Животные: бурый медведь, лисица обыкновенная, рысь, барсук обыкновенный, норка европейская, хорь лесной.

Птицы: журавль серый, дятел пестрый, гусь серый, сова ушастая, филин.

Растения: астра степная, кувшинка белая, шалфей луговой, ветреница лесная. Эти растения нельзя рвать.

А теперь послушайте стихи (читают дети):

1. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

2. Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

В.д.о: Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? Научились ли мы чему-нибудь?

Молодцы, ребята, вижу я, что вы действительно знатоки леса и никогда его не обидите.

Послушайте стихотворение

Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

Литература:

  1. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. От 5 до 6 лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2016. – 225 с.
  2. Ладутько, Л. К. Удивительный мир природы. От 5 до 6 лет: учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л. К. Ладутько,  С. В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2016. – 48 с.
  3. Ладутько, Л. К. Ребенок познает мир природы [Текст]: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Мн.: УП «Технопринт», 2005. – 228 с.
  4. Саченко, А. И. Читаем детям: хрестоматия: пособие для педагогов учреждения дошк. образования. В 3т. Т.3. От 5 до 7 лет. В 2 кн. Кн. 1 / сост. А. И. Саченко, Л. А. Смаль. – Минск: Экоперспектива, 2015. – 463 с.
  5. Саченко, А. И. Читаем детям: хрестоматия: пособие для педагогов учреждения дошк. образования. В 3т. Т.3. От 5 до 7 лет. В 2 кн. Кн. 2 / сост. А. И. Саченко, Л. А. Смаль. – Минск: Экоперспектива, 2015. – 479 с.
  6. Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. – Минск: Нар.асвета, 2012. – 64 с.
  7. Савельев, Г. В. Развитие музыкального восприятия дошкольников: учеб.-метод. пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Г. В. Савельев. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 143, [1] с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.