Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Конспект занятий по образовательной области «Ребенок и общество» подраздел «Основы экономической культуры» (энергоресурсосбережения) Тема «Волшебное электричество»

Дата: 9 марта 2020 в 15:14, Обновлено 7 декабря 2023 в 21:08

Государственное учреждение образования «Детский сад № 19 г. Мозыря»

Конспект занятий по образовательной области «Ребенок и общество» подраздел «Основы экономической культуры» (энергоресурсосбережения)

Тема «Волшебное электричество»

Бобр Александра Александровна

воспитатель дошкольного образования

Конспект занятия по образовательной области

«Ребёнок и общество»

для воспитанников среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Тема: «Волшебное электричество»

Программные задачи:

  1. формировать представления воспитанников об электричестве, расширять представление о том, где «живёт» электричество и как оно помогает людям, познакомить со статическим электричеством, закрепить правила безопасного поведения с электроприборами;
  2. развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  3. воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызывать радость открытий, полученных из опытов, воспитывать умение работать в коллективе.

Материал и оборудование: мусорная корзина, лампочка, энергозберегающая лампочка, запись голос лампочки, обруч (7шт), карточки к игре «Что сначала, что потом», запись правильных ответов для игры «Что сначала, что потом», иллюстрации различных бытовых предметов, предметов окружения, верёвочка с узелками, мольберт, магнитная доска, памятка о соблюдении правил безопасности с электрическим током, значки для лаборатории, шерстяная тряпочка, геркулесовые хлопья, бумажные бабочки, влажная тряпочка, стикеры, иллюстрация веселого и грустного смайлика.

Методы и приёмы:

Наглядный: наблюдение, рассматривание иллюстраций, предметов; демонстрация опыта.

Словесный: беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; вопросы, сравнения, пояснение.

Практический: элементарные опыты; упражнения, показ, выполнение определённых действий.

Игровой: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде; выполнение игровых действий; внезапное появление объекта; загадки; создание игровой ситуации; имитация голоса.

Тип занятия: комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности детей на занятии: индивидуальная, фронтальная.

Развивающие образовательные методики и технологии: метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии «Хорошо-плохо», здоровьезберегающие технологии (технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные игры), технология музыкального воздействия.

Ход занятия

I этап – вводный (организационный)

Игра-этюд «Приветствие» (Фронтальная форма работы)

Цель: развитие умений вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

(В.) - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Они зажглись как огоньки и озарили всё вокруг.

- Сегодня мы отправимся в одну необычную страну. А вот как её называют, вы узнаете, отгадав загадку:

К далёким сёлам, городам,

Кто идёт по проводам,

Светлое величество – это… (Электричество).

Ответ детей: это электричество.

(В.) - Молодцы! Верно, угадали.

II этап- основной

(В.) - Ребята, послушайте, кто-то там плачет? (Воспитатель ходит, ищет)

(В.) - У кого-то, что-то случилось! (Нахожу мусорную корзину, а в ней лампочку)

(В.) -Вот кто здесь плачет!

(В.) -Здравствуй, лампочка! (Предлагаю поздороваться детям)

Лампочка: (В записи грустным периодически всхлипывающим голосом)

-Здравствуйте. Я слышала, вы отправляетесь в страну электричества, возьмите меня с собой. В доме, где я жила меня не берегли, часто забывали меня выключать. А когда перегорела и вовсе выбросили.

Воспитатель:

- Ну, что дети, возьмём лампочку в страну Электричества?

Ответ детей: (Да)

(В.) - Как же мы туда попадём?

Ответы детей: самолёт, корабль, машина…и т.д.

(В.) - Давайте полетим на ракете, так быстрее!

Коммуникативная игра «Все вместе» (Фронтальная форма работы)

Цель: развитие чувства сплочённости, внимания.

(В.) - Подойдите, к обручу, возьмитесь за руки и закройте глаза. Представим, что это ракета. Пять, четыре, три, два, один. Старт! (Звучит музыка)

(В.) - Приземлились. Открыли глаза.

Страна «Электричества»

(В.) - Вот мы и в стране «Электричества»! Как красиво, светло, в каждом окошке горит свет, но так было не всегда. Ребята, давайте расскажем и покажем лампочке её историю: «Какое освещение было раньше?», в игре:

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» (Фронтальная, форма работы, индивидуальная ).

Цель: развитие понимания простых причинно-следственных отношений, словарного запаса, логического мышления.

(В.) - Лампочка располагайся поудобнее (Воспитатель ставит на стол лампочку)

(В.) - Ребята, подойдите к столу и возьмите по карточке, (Солнце, костёр, факел, лучина, свеча, канделябр, керосиновая лампа, электрическая лампочка) рассмотрите их и постройтесь по принципу: что сначала, что потом.

Ребята выполняют задание.

(В.) - Что у тебя…(имя ребёнка)? А у тебя..? Как ты считаешь ты стал правильно..? 

Воспитатель спрашивает у всех детей.

(В.) - А теперь проверим. Правильный ответ слушаем в записи.

(солнце, костёр, лучина, факел, свеча, канделябр, керосиновая лампа, электрическая лампочка)

(В.) - Как вы считаете, вы стали правильно? (Если дети стоят неправильно предлагаю исправить ошибку)

(В.) - Молодцы! Кладите карточки на место.

(В.) - Лампочка тебе понравилась твоя история?

Лампочка:

-Понравилось. Ох…(грустно)

(В.) - Что с тобой, чего грустишь?

Лампочка:

-Многие люди знают об электричестве, но не умеют правильно пользоваться, а я ведь живу во многих электроприборах. Мне очень интересно. Знаете ли вы, в каких предметах я живу?

(В.) - Хорошо, лампочка.  Ребята, смотрим на доску, глазами выбираем те предметы, в которых может жить лампочка.

Сначала на доске висит рисунок со всеми предметами, когда дети дают ответ, для проверки знаний вывешивается ещё одна иллюстрация с правильными ответами.

(фен, настольная лампа, дерево, телевизор, солнце)

(В.) - Стас назови предмет,

(В.) – Дима, ты как считаешь?

(В.) - Проверим. Смотрим на доску.

(фен, настольная лампа, телевизор)

-Как ты думаешь, Вадим, мы ответили правильно? А, ты, София?

(В.) - Ищем дальше.

(утюг, машина, игрушка на батарейках, ковёр, молния)

-Лера, назови предмет,

-А как ты думаешь, Марианна?...и т.д.

-Проверка. Смотрим на доску.

(утюг, машина, игрушка на батарейках)

-Почему мы не назвали молнию?..(Ответы детей)

(В.) - Продолжим.

(фонарик, шуба, ваза, компьютер, микроволновка)

(В.) - В каком предмете есть лампочка? (ответ детей)

(В.) - Как, Артём, считаешь, ты ответил правильно?

-Смотрим на доску.

(фонарик, компьютер, микроволновка)

(В.) - Ребята, какой вывод мы можем сделать?

(Ответ: лампочка живёт во многих предметах, без неё водитель машины не сможет ехать в темноте ..и т.д…)

(В.) - А, ты как думаешь София?

(В.) - Молодцы! Лампочка необходимый элемент любого электрооборудования и ей очень любопытно, а что такое невидимое заставляет приборы трудиться?

(Ответ ребят: электрический ток)

(В.) - Откуда он берётся?

Ответ: на электростанциях.

(В.) - Правильно. Электричество вырабатывается на электростанциях. А как попадает к нам в дома?

Ответ: по проводам, провода идущие к домам.

(В.) - Да, электрический ток, чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам течёт, что?..(ответ детей…электрический ток).

(В.) - Давайте поиграем в игру:

Игровое задание «Ток бежит по проводам» (Фронтальная форма работы)

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

(В.) - Подойдите, возьмите верёвочку.

(Дети встают в круг, берут в руки верёвочку с узелками, поочерёдно перехватывают узелки и говорят текст.)

Ток бежит по проводам,

Свет несёт в квартиры нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, телевизор,

кофемолка, пылесос.

Ток энергию принёс.

(В.) - Хорошо поиграли. Положите верёвочку.

(В.) Ребята, я предлагаю поиграть в игру с мячом 

Дидактическая игра «Для чего это нужно?» (Фронтальная форма работы)

Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей.

(В.) - Сейчас мы вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами. (Воспитатель кидает мяч ребенку называет электроприбор, ребенок, кидая мяч обратно воспитателю, называет, что этим прибором делают).

- Утюгом – гладят бельё.

- Миксером – взбивают крем.

- Феном – сушат волосы.

- Лампой – освещают книгу.

- Пылесосом – пылесосят ковры.

- Вентилятором – охлаждают воздух.

- В холодильнике – хранят продукты.

- В микроволновке – разогревают еду.

- В чайнике – кипятят воду.

- На электроплите – готовят еду.

- По телефону – звонят.

- На магнитофоне – слушают музыку.

(В.) - Скажите ещё раз, как все эти приборы называются?

Ответ детей: Электроприборы.

(В.) Я думаю, что вы поняли, электрический ток - наш верный помощник.

(В.) - Ребята, что это за знак появился на мольберте?

 «Опасно. Электрический ток»

(В.) - Дети, давайте расскажем нашей лампочке о соблюдении правил безопасности при пользовании электроприборами.

- А поможет нам в этом эта памятка. Смотрим на мольберт.

(«Памятка о соблюдении правил безопасности с электрическим током»)

(Показываю на изображение)

(В.) - Подумали. О чём говорит нам эта памятка?

-А, ты, как считаешь?...Дима?  и т.д.

  • 1.Нельзя включать электроприборы без разрешения родителей.  

(В.) - Обратите внимание на это изображение. О чём оно говорит?. и т.д.

  • 2.Выходя из дома выключать электроприборы, а то они могут

стать причиной пожара.

  • 3.Нельзя дотрагиваться до электроприборов и проводов

мокрыми руками

  • 4.Нельзя вставлять в розетку пальцы и другие предметы.

(В.) - Какой вывод нужно сделать?

Ответ: нужно соблюдать правила.

(В.) - Почему важно соблюдать эти правила?

Ответ: можно пострадать и т.д.

(В.) - Правильно!

(В.) -Дети, будьте внимательны. Помните о своей безопасности, вокруг немало опасностей. При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов.

Физкультминутка: «Электроники» (Фронтальная форма работы)

Цель: повышение и сохранение умственной активности и работоспособности детей во время занятия.

(В.) - Представьте, что вы маленькие электроники, которые бегут по проводам (дети бегут по кругу). По сигналу: «Стоп!» останавливаются, замерев на одной ноге. По сигналу: «Свет» кружатся, подняв руки вверх, по сигналу «Темнота» приседают. (Игра повторяется 3 раза).

- Ребята, у лампочки есть для вас предложение.

Лампочка:

- Мы уже знаем, что с электричеством нужно обращаться осторожно, но есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живёт повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно интересно играть. А потому я приглашаю вас в волшебную лабораторию. Возьмите возле меня значки и закрепите их на груди, по этому знаку вы найдёте лабораторию.

Опыт «Волшебное электричество» (Фронтальная форма работы, индивидуальная)

Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

(В.) -Вот и лаборатория. Выслушайте задание. Нужно взять шерстяную ткань, потереть ею файл, затем поднести его к геркулесовым хлопьям, бабочкам и посмотреть, что будет.

Сначала демонстрирует воспитатель, затем ребята выполняют самостоятельно.

(В.) -Приступайте к работе. -Что делают хлопья, Дима? (ответ: хлопья двигаются, танцуют)

(В.) -Что делают бабочки? (ответ: бабочки летают, прилипают, садятся и т.д.)

(В.) -Как вы думаете, почему хлопья, бабочки стали так себя вести?

-Это случилось потому, что, когда натирали тканью файл он стал электрическим, поэтому бабочки и хлопья двигались, а сейчас влажной тряпочкой протрите файл, поднесите к бабочкам.

(В.) -Что случилось?

Ответ: они не двигаются.

-Почему, как вы думаете?

Ответ: потому, что перестал быть электрическим.

Лампочка:

-Ребята, вам понравилось ловить электричество?

Воспитатель:

-Спасибо, лампочка! Пусть значки останутся нам на память.

Дидактическая игра «Хорошо - плохо» (по ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии) (Фронтальная форма работы)

Цель: развитие умений выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Электричество хорошо тем, что:

-освещает дома и улицы, помогает человеку стирать, готовить, убирать, без него не посмотришь телевизор, не поиграешь в компьютер и т. д.).

Но электричество плохо тем, что… 

-смертельно опасно при неправильном обращении.

(В.) -Ребята, а вы бережно относитесь к электричеству? (ответы детей: да, но не всегда)

(В.) - Давайте разберем ситуации, которые иногда случаются.

Игровое упражнение «Так должно быть или нет?» (Фронтальная форма работы)

Цель: формирование у детей ответственность и необходимость экономии энергоресурсов.

1. Я пришел к подруге Ире,

У нее во всей квартире

Свет горит, телевизор говорит,

Радио поет, магнитофон орет,

А она на компьютере играет,

Ничего не замечает.

Так должно быть или нет?

Ну-ка, дайте мне ответ.

(Ответы детей: нет, не должно быть.)

(В.) - Как исправить ситуацию? (выключить электроприборы, которыми не пользуешься, выключить свет в комнатах, где никого нет).

2. Один мальчик после школы

Побежал играть в футбол.

Но оставил свет в окошке,

Чтоб не скучно было кошке.

Дайте мне скорей ответ:

Так должно быть или нет

(Ответы детей: нет, не должно быть, кошка видит и в темноте)

(В.) - Что надо делать, уходя из дома? (погасить свет).

3. Солнце утром ярко светит,

Всем ребятам шлет привет.

А Артем в своей квартире

Все равно включает свет.

Дай правильный ответ:

Так должно быть или нет?

(Ответы детей: нет, не надо включать электричество, когда светит солнце).

(В.) Теперь у нас есть достаточно знаний.

Лампочка:

- Ребята, а хотите я познакомлю вас со своей сестрой- «Экошей» (ответ детей).

(Воспитатель показывает энергосберегающую лампу)

 Экоша:

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут - Экоша.

Я энергосберегающая лампочка, поэтому могу работать очень долго. Люди придумали меня, чтобы сберечь электроэнергию.

Воспитатель:

- Без нее весь мир стал бы темным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

Это не просто лампочка, а настоящая королева света.

Как вы думаете, чем отличается энергосберегающая лампочка от электрической?

(В.) -Ребята, для чего нужно экономить электроэнергию?

Ответ детей: Чтобы сберечь богатства нашей земли: лес, газ, воду, уголь и т.д.

(В.) -Правильно! Молодцы!

-Ну вот и подошло к концу наше путешествие, попрощайтесь с «Экошей». (дети прощаются)

Экоша:

-Ждите меня в гости, скоро я буду в каждом доме.

Лампочка:

-Спасибо, ребята, зато, что взяли меня с собой.

-С вами я вспомнила, насколько я важна и какую пользу принесла.

Воспитатель:

-Лампочка, на этом твоя история не закончилась, отправляйся с нами в детский сад, мы поселим тебя в нашей группе, и у тебя начнётся другая, интересная жизнь вместе с нами.

Лампочка:

-Я согласна!

Воспитатель:

-Займите  места в ракете. Закрыли глаза. Пять, четыре, три, два .один. Старт. (Звучит музыка)  

- Вот мы и дома.

III этап. Окончание занятия

Рефлексия

Цель: анализ результатов деятельности воспитанников, развитие речи, мышления, памяти.

На доске висит изображение – весёлый смайлик и грустный.

Детям раздаются стикеры, которые нужно наклеить на смайлик. Если занятие понравилось, было интересно и познавательно, стикер клеится на весёлый смайлик, а если занятие было скучным и не интересным, тогда стикер клеится на грустный смайлик.

Воспитатель:

- Где мы сегодня побывали?

- Что вы расскажете своим друзьям, родителям?

- Что нового узнали на занятии?

- Что понравилось больше всего?

- Как нужно экономить электроэнергию?

- Как теперь будете относиться к электричеству?

Так давайте же друзья.

Возьмёмся очень дружно,

Электричество беречь,

И экономить нужно!

 

Список использованных источников:

  1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2019.
  2. Давидович, А.Л. Дошкольникам о правилах безопасности: 4-5 лет: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович, Н.В. Литвина, Е.И. Смолер. – Минск: Экоперспектива, 2017. – 31 с.: 37 л. ил.
  3. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.  – 2-е изд. – Мозырь : Белый Ветер, 2014–2016.  – 184 с.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.