Государственное учреждение образования «Детский сад № 19 г. Мозыря»
Конспект занятий по образовательной области «Ребенок и общество» подраздел «Основы экономической культуры» (энергоресурсосбережения)
Тема «Волшебное электричество»
Бобр Александра Александровна
воспитатель дошкольного образования
Конспект занятия по образовательной области
«Ребёнок и общество»
для воспитанников среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Тема: «Волшебное электричество»
Программные задачи:
- формировать представления воспитанников об электричестве, расширять представление о том, где «живёт» электричество и как оно помогает людям, познакомить со статическим электричеством, закрепить правила безопасного поведения с электроприборами;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызывать радость открытий, полученных из опытов, воспитывать умение работать в коллективе.
Материал и оборудование: мусорная корзина, лампочка, энергозберегающая лампочка, запись голос лампочки, обруч (7шт), карточки к игре «Что сначала, что потом», запись правильных ответов для игры «Что сначала, что потом», иллюстрации различных бытовых предметов, предметов окружения, верёвочка с узелками, мольберт, магнитная доска, памятка о соблюдении правил безопасности с электрическим током, значки для лаборатории, шерстяная тряпочка, геркулесовые хлопья, бумажные бабочки, влажная тряпочка, стикеры, иллюстрация веселого и грустного смайлика.
Методы и приёмы:
Наглядный: наблюдение, рассматривание иллюстраций, предметов; демонстрация опыта.
Словесный: беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; вопросы, сравнения, пояснение.
Практический: элементарные опыты; упражнения, показ, выполнение определённых действий.
Игровой: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде; выполнение игровых действий; внезапное появление объекта; загадки; создание игровой ситуации; имитация голоса.
Тип занятия: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности детей на занятии: индивидуальная, фронтальная.
Развивающие образовательные методики и технологии: метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии «Хорошо-плохо», здоровьезберегающие технологии (технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные игры), технология музыкального воздействия.
Ход занятия
I этап – вводный (организационный)
Игра-этюд «Приветствие» (Фронтальная форма работы)
Цель: развитие умений вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
(В.) - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Они зажглись как огоньки и озарили всё вокруг.
- Сегодня мы отправимся в одну необычную страну. А вот как её называют, вы узнаете, отгадав загадку:
К далёким сёлам, городам,
Кто идёт по проводам,
Светлое величество – это… (Электричество).
Ответ детей: это электричество.
(В.) - Молодцы! Верно, угадали.
II этап- основной
(В.) - Ребята, послушайте, кто-то там плачет? (Воспитатель ходит, ищет)
(В.) - У кого-то, что-то случилось! (Нахожу мусорную корзину, а в ней лампочку)
(В.) -Вот кто здесь плачет!
(В.) -Здравствуй, лампочка! (Предлагаю поздороваться детям)
Лампочка: (В записи грустным периодически всхлипывающим голосом)
-Здравствуйте. Я слышала, вы отправляетесь в страну электричества, возьмите меня с собой. В доме, где я жила меня не берегли, часто забывали меня выключать. А когда перегорела и вовсе выбросили.
Воспитатель:
- Ну, что дети, возьмём лампочку в страну Электричества?
Ответ детей: (Да)
(В.) - Как же мы туда попадём?
Ответы детей: самолёт, корабль, машина…и т.д.
(В.) - Давайте полетим на ракете, так быстрее!
Коммуникативная игра «Все вместе» (Фронтальная форма работы)
Цель: развитие чувства сплочённости, внимания.
(В.) - Подойдите, к обручу, возьмитесь за руки и закройте глаза. Представим, что это ракета. Пять, четыре, три, два, один. Старт! (Звучит музыка)
(В.) - Приземлились. Открыли глаза.
Страна «Электричества»
(В.) - Вот мы и в стране «Электричества»! Как красиво, светло, в каждом окошке горит свет, но так было не всегда. Ребята, давайте расскажем и покажем лампочке её историю: «Какое освещение было раньше?», в игре:
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» (Фронтальная, форма работы, индивидуальная ).
Цель: развитие понимания простых причинно-следственных отношений, словарного запаса, логического мышления.
(В.) - Лампочка располагайся поудобнее (Воспитатель ставит на стол лампочку)
(В.) - Ребята, подойдите к столу и возьмите по карточке, (Солнце, костёр, факел, лучина, свеча, канделябр, керосиновая лампа, электрическая лампочка) рассмотрите их и постройтесь по принципу: что сначала, что потом.
Ребята выполняют задание.
(В.) - Что у тебя…(имя ребёнка)? А у тебя..? Как ты считаешь ты стал правильно..?
Воспитатель спрашивает у всех детей.
(В.) - А теперь проверим. Правильный ответ слушаем в записи.
(солнце, костёр, лучина, факел, свеча, канделябр, керосиновая лампа, электрическая лампочка)
(В.) - Как вы считаете, вы стали правильно? (Если дети стоят неправильно предлагаю исправить ошибку)
(В.) - Молодцы! Кладите карточки на место.
(В.) - Лампочка тебе понравилась твоя история?
Лампочка:
-Понравилось. Ох…(грустно)
(В.) - Что с тобой, чего грустишь?
Лампочка:
-Многие люди знают об электричестве, но не умеют правильно пользоваться, а я ведь живу во многих электроприборах. Мне очень интересно. Знаете ли вы, в каких предметах я живу?
(В.) - Хорошо, лампочка. Ребята, смотрим на доску, глазами выбираем те предметы, в которых может жить лампочка.
Сначала на доске висит рисунок со всеми предметами, когда дети дают ответ, для проверки знаний вывешивается ещё одна иллюстрация с правильными ответами.
(фен, настольная лампа, дерево, телевизор, солнце)
(В.) - Стас назови предмет,
(В.) – Дима, ты как считаешь?
(В.) - Проверим. Смотрим на доску.
(фен, настольная лампа, телевизор)
-Как ты думаешь, Вадим, мы ответили правильно? А, ты, София?
(В.) - Ищем дальше.
(утюг, машина, игрушка на батарейках, ковёр, молния)
-Лера, назови предмет,
-А как ты думаешь, Марианна?...и т.д.
-Проверка. Смотрим на доску.
(утюг, машина, игрушка на батарейках)
-Почему мы не назвали молнию?..(Ответы детей)
(В.) - Продолжим.
(фонарик, шуба, ваза, компьютер, микроволновка)
(В.) - В каком предмете есть лампочка? (ответ детей)
(В.) - Как, Артём, считаешь, ты ответил правильно?
-Смотрим на доску.
(фонарик, компьютер, микроволновка)
(В.) - Ребята, какой вывод мы можем сделать?
(Ответ: лампочка живёт во многих предметах, без неё водитель машины не сможет ехать в темноте ..и т.д…)
(В.) - А, ты как думаешь София?
(В.) - Молодцы! Лампочка необходимый элемент любого электрооборудования и ей очень любопытно, а что такое невидимое заставляет приборы трудиться?
(Ответ ребят: электрический ток)
(В.) - Откуда он берётся?
Ответ: на электростанциях.
(В.) - Правильно. Электричество вырабатывается на электростанциях. А как попадает к нам в дома?
Ответ: по проводам, провода идущие к домам.
(В.) - Да, электрический ток, чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам течёт, что?..(ответ детей…электрический ток).
(В.) - Давайте поиграем в игру:
Игровое задание «Ток бежит по проводам» (Фронтальная форма работы)
Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
(В.) - Подойдите, возьмите верёвочку.
(Дети встают в круг, берут в руки верёвочку с узелками, поочерёдно перехватывают узелки и говорят текст.)
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиры нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, телевизор,
кофемолка, пылесос.
Ток энергию принёс.
(В.) - Хорошо поиграли. Положите верёвочку.
(В.) Ребята, я предлагаю поиграть в игру с мячом
Дидактическая игра «Для чего это нужно?» (Фронтальная форма работы)
Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей.
(В.) - Сейчас мы вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами. (Воспитатель кидает мяч ребенку называет электроприбор, ребенок, кидая мяч обратно воспитателю, называет, что этим прибором делают).
- Утюгом – гладят бельё.
- Миксером – взбивают крем.
- Феном – сушат волосы.
- Лампой – освещают книгу.
- Пылесосом – пылесосят ковры.
- Вентилятором – охлаждают воздух.
- В холодильнике – хранят продукты.
- В микроволновке – разогревают еду.
- В чайнике – кипятят воду.
- На электроплите – готовят еду.
- По телефону – звонят.
- На магнитофоне – слушают музыку.
(В.) - Скажите ещё раз, как все эти приборы называются?
Ответ детей: Электроприборы.
(В.) Я думаю, что вы поняли, электрический ток - наш верный помощник.
(В.) - Ребята, что это за знак появился на мольберте?
«Опасно. Электрический ток»
(В.) - Дети, давайте расскажем нашей лампочке о соблюдении правил безопасности при пользовании электроприборами.
- А поможет нам в этом эта памятка. Смотрим на мольберт.
(«Памятка о соблюдении правил безопасности с электрическим током»)
(Показываю на изображение)
(В.) - Подумали. О чём говорит нам эта памятка?
-А, ты, как считаешь?...Дима? и т.д.
- 1.Нельзя включать электроприборы без разрешения родителей.
(В.) - Обратите внимание на это изображение. О чём оно говорит?. и т.д.
- 2.Выходя из дома выключать электроприборы, а то они могут
стать причиной пожара.
- 3.Нельзя дотрагиваться до электроприборов и проводов
мокрыми руками
- 4.Нельзя вставлять в розетку пальцы и другие предметы.
(В.) - Какой вывод нужно сделать?
Ответ: нужно соблюдать правила.
(В.) - Почему важно соблюдать эти правила?
Ответ: можно пострадать и т.д.
(В.) - Правильно!
(В.) -Дети, будьте внимательны. Помните о своей безопасности, вокруг немало опасностей. При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов.
Физкультминутка: «Электроники» (Фронтальная форма работы)
Цель: повышение и сохранение умственной активности и работоспособности детей во время занятия.
(В.) - Представьте, что вы маленькие электроники, которые бегут по проводам (дети бегут по кругу). По сигналу: «Стоп!» останавливаются, замерев на одной ноге. По сигналу: «Свет» кружатся, подняв руки вверх, по сигналу «Темнота» приседают. (Игра повторяется 3 раза).
- Ребята, у лампочки есть для вас предложение.
Лампочка:
- Мы уже знаем, что с электричеством нужно обращаться осторожно, но есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живёт повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно интересно играть. А потому я приглашаю вас в волшебную лабораторию. Возьмите возле меня значки и закрепите их на груди, по этому знаку вы найдёте лабораторию.
Опыт «Волшебное электричество» (Фронтальная форма работы, индивидуальная)
Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
(В.) -Вот и лаборатория. Выслушайте задание. Нужно взять шерстяную ткань, потереть ею файл, затем поднести его к геркулесовым хлопьям, бабочкам и посмотреть, что будет.
Сначала демонстрирует воспитатель, затем ребята выполняют самостоятельно.
(В.) -Приступайте к работе. -Что делают хлопья, Дима? (ответ: хлопья двигаются, танцуют)
(В.) -Что делают бабочки? (ответ: бабочки летают, прилипают, садятся и т.д.)
(В.) -Как вы думаете, почему хлопья, бабочки стали так себя вести?
-Это случилось потому, что, когда натирали тканью файл он стал электрическим, поэтому бабочки и хлопья двигались, а сейчас влажной тряпочкой протрите файл, поднесите к бабочкам.
(В.) -Что случилось?
Ответ: они не двигаются.
-Почему, как вы думаете?
Ответ: потому, что перестал быть электрическим.
Лампочка:
-Ребята, вам понравилось ловить электричество?
Воспитатель:
-Спасибо, лампочка! Пусть значки останутся нам на память.
Дидактическая игра «Хорошо - плохо» (по ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии) (Фронтальная форма работы)
Цель: развитие умений выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Электричество хорошо тем, что:
-освещает дома и улицы, помогает человеку стирать, готовить, убирать, без него не посмотришь телевизор, не поиграешь в компьютер и т. д.).
Но электричество плохо тем, что…
-смертельно опасно при неправильном обращении.
(В.) -Ребята, а вы бережно относитесь к электричеству? (ответы детей: да, но не всегда)
(В.) - Давайте разберем ситуации, которые иногда случаются.
Игровое упражнение «Так должно быть или нет?» (Фронтальная форма работы)
Цель: формирование у детей ответственность и необходимость экономии энергоресурсов.
1. Я пришел к подруге Ире,
У нее во всей квартире
Свет горит, телевизор говорит,
Радио поет, магнитофон орет,
А она на компьютере играет,
Ничего не замечает.
Так должно быть или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ.
(Ответы детей: нет, не должно быть.)
(В.) - Как исправить ситуацию? (выключить электроприборы, которыми не пользуешься, выключить свет в комнатах, где никого нет).
2. Один мальчик после школы
Побежал играть в футбол.
Но оставил свет в окошке,
Чтоб не скучно было кошке.
Дайте мне скорей ответ:
Так должно быть или нет
(Ответы детей: нет, не должно быть, кошка видит и в темноте)
(В.) - Что надо делать, уходя из дома? (погасить свет).
3. Солнце утром ярко светит,
Всем ребятам шлет привет.
А Артем в своей квартире
Все равно включает свет.
Дай правильный ответ:
Так должно быть или нет?
(Ответы детей: нет, не надо включать электричество, когда светит солнце).
(В.) Теперь у нас есть достаточно знаний.
Лампочка:
- Ребята, а хотите я познакомлю вас со своей сестрой- «Экошей» (ответ детей).
(Воспитатель показывает энергосберегающую лампу)
Экоша:
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут - Экоша.
Я энергосберегающая лампочка, поэтому могу работать очень долго. Люди придумали меня, чтобы сберечь электроэнергию.
Воспитатель:
- Без нее весь мир стал бы темным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.
Это не просто лампочка, а настоящая королева света.
Как вы думаете, чем отличается энергосберегающая лампочка от электрической?
(В.) -Ребята, для чего нужно экономить электроэнергию?
Ответ детей: Чтобы сберечь богатства нашей земли: лес, газ, воду, уголь и т.д.
(В.) -Правильно! Молодцы!
-Ну вот и подошло к концу наше путешествие, попрощайтесь с «Экошей». (дети прощаются)
Экоша:
-Ждите меня в гости, скоро я буду в каждом доме.
Лампочка:
-Спасибо, ребята, зато, что взяли меня с собой.
-С вами я вспомнила, насколько я важна и какую пользу принесла.
Воспитатель:
-Лампочка, на этом твоя история не закончилась, отправляйся с нами в детский сад, мы поселим тебя в нашей группе, и у тебя начнётся другая, интересная жизнь вместе с нами.
Лампочка:
-Я согласна!
Воспитатель:
-Займите места в ракете. Закрыли глаза. Пять, четыре, три, два .один. Старт. (Звучит музыка)
- Вот мы и дома.
III этап. Окончание занятия
Рефлексия
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников, развитие речи, мышления, памяти.
На доске висит изображение – весёлый смайлик и грустный.
Детям раздаются стикеры, которые нужно наклеить на смайлик. Если занятие понравилось, было интересно и познавательно, стикер клеится на весёлый смайлик, а если занятие было скучным и не интересным, тогда стикер клеится на грустный смайлик.
Воспитатель:
- Где мы сегодня побывали?
- Что вы расскажете своим друзьям, родителям?
- Что нового узнали на занятии?
- Что понравилось больше всего?
- Как нужно экономить электроэнергию?
- Как теперь будете относиться к электричеству?
Так давайте же друзья.
Возьмёмся очень дружно,
Электричество беречь,
И экономить нужно!
Список использованных источников:
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2019.
- Давидович, А.Л. Дошкольникам о правилах безопасности: 4-5 лет: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович, Н.В. Литвина, Е.И. Смолер. – Минск: Экоперспектива, 2017. – 31 с.: 37 л. ил.
- Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – 2-е изд. – Мозырь : Белый Ветер, 2014–2016. – 184 с.