Для педагогов
Воспитываем патриотов с детства
Особенности суицидального поведения детей в разные периоды жизни
Для родителей
С заботой о безопасности малой Родины
Беседа для родителей «Признаки депрессий у детей дошкольного возраста»
Родителям – о формировании у детей чувства патриотизма
Гиперопека: советы родителям
Гиперопека - чрезмерная забота о детях. Она выражается в стремлении со стороны родителей окружать ребёнка повышенным вниманием и защищать, даже при отсутствии опасности. Они буквально “привязывают” его к себе и постоянно удерживают рядом, пытаются навязать собственное мнение и даже настроение, обязывают поступать конкретным действием. По статистике, 40% родителей страдают гиперопекой. Но подобный тип воспитания и поведения не приводит ни к чему положительному. В итоге ребенок не учится действовать самостоятельно, не может реалистично оценивать ту или иную ситуацию и каждый раз ждет помощи старших. Нередко гиперопека носит демонстративный характер, когда родитель рассчитывает на восхищение окружающих и на оказание публичного эффекта.
Гиперопека родителей несет крайне негативные последствия. У детей развивается расстройство психики или депрессия. В любом случае, они испытывают стресс. Это отрицательно отражается на психическом и физическом здоровье малыша, а также принесет серьезные проблемы во взрослой жизни.
Как бороться с гиперопекой
1. Забудьте о фразе, что мама всегда знает, что для ребенка лучше.
2. Всегда предлагайте выбор. Пусть кроха сам выбирает, что надеть и куда пойти на прогулку, какие игрушки взять, что съесть, посмотреть и так далее.
3. Воспринимайте малыша, как личность. Уважайте детский выбор и желания. Если он не хочет кушать лук в блюде, не заставляйте. Если он не хочет надевать красную майку, не заставляйте.
4. Предоставьте крохе свободу. Пусть он сам выбирает друзей и круг общения, кружок или секцию, куда хочет пойти.
5. Не воплощайте в детях собственные мечты. Если вы увлечены музыкой и мечтали в детстве стать великой певицей или музыкантом, не обязательно, что ребенок с радостью станет заниматься вокалом или играть на пианино.
6. Избегайте указов и приказов, не требуйте, а подавайте информацию в виде совета или подсказки.
8. Контроль должен быть мягким и ненавязчивым. Станьте для ребенка другом. Он начнет доверять, делиться и рассказывать о событиях в своей жизни, о мечтах, желаниях и увлечениях. Тогда и контролировать не придется.
Сначала малышу будет трудно, так как он не привык выполнять действия самостоятельно и что-то решать. Но увидите, как за короткий срок он всему научиться, станет самостоятельным.
Cоставитель Король К.С.
Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний
Родителям естественно хочется привить своим детям полезные привычки, научить их заботиться о себе, вести себя в обществе, и многим другим необходимым вещам. И для многих родителей актуален вопрос: как воздействовать на ребенка, когда он упорно ведет себя не так, как принято? Если он не желает подчиняться нашим справедливым требованиям? Для большинства родителей ответ очевиден: если не помогают объяснения и просьбы, то нет другого выхода, кроме наказаний. Ведь иначе ребенок не научится вести себя правильно, делать то, что нужно и не делать то, чего делать нельзя.
Наказание ребенка – это один из способов научения и социальной адаптации в то культурное пространство, в котором ребенок растет и развивается. Наказание детей практикуется во многих семьях: угрозы и упреки, пощечины и подзатыльники, ремень и запрет выходить из комнаты. А если задуматься – как больно может ранить чувство вины или стыда? Все дело в том, что такие наказания как воспитательный прием неэффективны.
Наказание вызывает у ребенка страх. От страха ребенок может плохо спать. Но это лишь поверхностный эффект. Если внимательно понаблюдать за поведением ребенка, становится понятно, что он ищет способы, как отплатить обидчикам. Он может капризничать, портить вещи, делать что-то «на зло», пытаться отыграться на братьях или сестрах. Кроме того, применение наказания вызывает у ребенка ярость, обиду, желание отомстить. Эти чувства не способствуют успеху воспитания.
Другими побочными эффектами наказания могут быть нерешительность, неуверенность в себе, психосоматические заболевания (снижение иммунитета, нарушение пищеварения, работы сердца) тоже часто являются следствием стресса, вызванного наказаниями.
Главная причина, по которой мы считаем наказание действенным, – потому что чаще всего нежелательное поведение прекращается. Но это означает только то, что мы перестаем видеть плохое поведение в ребенке. Наказания и угрозы чаще всего учат ребенка не попадаться, делают его сообразительным, хитрым. Нежелательная же форма поведения видоизменяется со временем, становится незаметной для окружающих. А потом проявляется в поступке, причины которого мы не можем объяснить.
Существует 4 мотива, при которых дети «плохо» себя ведут: привлечение внимания; влияние на окружение; месть; избегание неудачи.
Строить свои отношения с детьми с различными мотивами поведения необходимо по-разному: 1. На умышленное поведение ребенка, который хочет привлечь внимание, никогда не нужно обращать то внимание, которое ему необходимо, дабы не закрепить данное поведение. 2. Что касается поведения властолюбцев, лучшее, что может сделать взрослый – демонстрировать свою твердость, лишенную агрессии. 3. Трудно правильно отреагировать в случае, если мотив поведения – месть. Ведь в этой ситуации обычно и ошибки, и обида взаимные. Естественная реакция родителей – доказать свою правоту и настоять на своем – не работает! Обвинения в ответ только усугубляют проблему, а наказание является для ребенка оправданием новой агрессивности. Надо найти в себе силы и мудрость сделать первый шаг к примирению. 4. А тому ребенку, который избегает неудачи, нужна поддержка. Не делайте все вместо него, а хвалите даже за незначительный прогресс в умениях, навыках, достижениях.
Составитель Король К.С.
Детские страхи: причины и последствия
Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление.
Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:
- Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности;
- Страх, как реакция на угрозу, позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.
Чего же боятся наши дети?
Это зависит от возраста ребенка.
От 1 до 3 лет –боятся темноты, ребенку страшно оставаться одному и т.д.
От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).
От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.
В профилактики детских страхов выделим следующие моменты:
- Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать его послушным. Ребенку, согласно его психического развития, следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.
- Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.
- Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.
Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей.
Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.
Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.
Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.
Составитель Король К.С.
Как помочь ребёнку 2-3 лет общаться со сверстниками
Одна из важнейших психологических проблем в современном учреждении образования – это трудности в общении. Оно главное средство взаимодействия между людьми, между детьми. Причина возникающих трудностей в общении в том, что родители и некоторые педагоги мало общаются с ребёнком, не разговаривают с ним, не интересуются его жизнью. Именно в процессе социально-психологической адаптации, когда ребёнок впервые переступает порог детского сада, может возникнуть большинство психологических проблем, в том числе и трудности в общении. Задача родителей и педагогов помочь ребёнку успешно адаптироваться и социализироваться в детском коллективе. В этих процессах важную роль играет общение.
Особенности общения между детьми третьего года жизни – это подражание действиям сверстника, демонстрация друг другу своих умений: кричат, прыгают, кувыркаются. Выполняя подражательные действия, ребёнок внимательно наблюдает за реакцией других детей на своё поведение. Взрослые, наблюдая за таким поведением малыша, часто недооценивают значение детского баловства и стараются прекратить такое взаимодействие между детьми. Но «неправильное» поведение ребёнка, по мнению взрослого, является одним из источников развития у малышей познавательной активности. Советуем родителям и педагогам понимать возрастные особенности детей и не лишать возможности ребёнка устанавливать контакты с другими детьми «своим способом», учитывая правила безопасности поведения в группе.
Общение играет важную роль и в игровой деятельности детей. С помощью слов ребята распределяют роли, придумывают сюжет, учатся взаимодействовать между собой. Довольно часто в игровой деятельности между детьми возникают конфликты: не поделили игрушку, отсутствие готовности уступать и делиться и т.д. Совет родителям и педагогам: наблюдая за возникшим конфликтом между детьми, подсказать путь решения и тем самым, ответить на вопрос: как вести себя в данной конфликтной ситуации, чтобы ребёнок знал, что споры при взаимодействии с другими возникают и их нужно уметь решать.
Проблемы в общении, возникая в период адаптации и оставшись без внимания взрослых и оставшись нерешёнными, приводят ко многим трудностям в дальнейшем: к негативному отношению к себе, к сверстникам, к окружающим в целом; к замкнутости, непопулярности, агрессивности, обидчивости. В образовательном процессе у ребёнка могут возникнуть трудности: доносить словесно свою мысль, свои пожелания; формулировать правильно свой ответ.
Детям важно общение. Интересуясь их внутренним миром, родители и педагоги становится ближе к ним. Нам, взрослым, необходимо быть ближе к детям, для этого больше с ними разговаривать, слушать и слышать их.
Педагог-психолог К.С. Король
Раннее выявление социального неблагополучия семей
Проводится работа в учреждении дошкольного образования по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и раннему выявлению семейного неблагополучия.
Целью данной работы является профилактика семейного неблагополучия. Поэтому основным методом в работе с неблагополучной семьей является социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами. В семье дети получают свой первый жизненный опыт, и очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов в семье:
• социально-психологические (семьи с конфликтными отношениями супругов, деформированными ценностными ориентациями);
• социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);
• медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, несоблюдение санитарно-гигиенических нормам);
• социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками, семьи с престарелыми родителями);
• психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
• криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие).
Признаки неблагополучия: утомленный, сонный вид ребёнка; неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия; неумеренный аппетит; отставание в психическом и физическом развитии; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
Признаки физического насилия в семье: -боязливость ребенка; проявление тревоги в форме тиков; боязнь идти домой; жестокое обращение с животными; стремление скрыть причину имеющихся травм на теле.
Составитель К.С. Король