Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Тренинг для родителей «Ребёнок и родитель на пороге школы»

Дата: 18 февраля 2022 в 16:09, Обновлено 28 июля в 23:31

Тренинг для родителей

«Ребёнок и родитель на пороге школы»

Цель: дать родителям представление о том, что скрыто за понятие «готовность к школе». Обратить внимание на важность эмоциональной подготовки. Обсудить с родителями принципы организации занятий дома

Ещё не закончился учебный год, впереди лето, а перед родителями будущих первоклассников стоит сразу несколько задач.

Во-первых, в каком возрасте отдавать ребёнка в школу – в 6 или 7 лет?

Во – вторых, какую школу лучше выбрать – исходя из способностей ребёнка или собственных возможностей?

В – третьих, как подготовить своего ребёнка к школе?

Педагоги нашего учреждения провели анкетирование родителей по теме:

«Ребёнок и родитель на пороге школы». Это позволило нам выявить отношение родителей к вопросам подготовки ребёнка к школе.

Что характерно, не всем родителям удаётся уделить должное внимание ребёнку, посмотреть на мир глазами ребёнка.

Цель тренинга – помочь педагогам и родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе, пополнить необходимыми знаниями, обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.

1 часть :

«Дорогие родители! Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

- «Считаете ли вы, что определённую подговку к школе ребёнок получает в      своей семье?»

- «Попадалась ли вам литература по подготовке ребёнка к школе, вызвавшая ваш интерес?»

Ответы родителей. Можно предложить выступить педагогам.

Далее предлагается подвести итог.

«Климат в семье должен быть благоприятным, любить ребёнка и дать ему об этом знать, читать ребёнку сказки, учить с ним песни, вместе слушать музыку, смотреть мультфильмы, детское кино, дарить игрушки, играть с ним»

Музыкальный номер учащихся 2 класса.

2 часть:

«Уважаемые родители! У вас на каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребёнка :

карточка синего цвета – сильное беспокойство;

карточка жёлтого цвета – проявляется иногда;

карточка зелёного цвета – отсутствует вообще.

Задать вопрос родителям :

- «В чем вы видите проблему вашего беспокойства ?»

- «От кого или от чего зависит улучшение вашего самочувствия ?»

Далее предлагается педагогу-психологу проанализировать данную ситуацию и ответы на вопросы.

Итог: «Утрата веры в себя, возникшее чувство неуверенности, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребёнку или наоборот чрезмерная любовь к нему и является причиной беспокойств родителей».

В исполнении ребят второго класса посмотрите танец «Русские узоры».

3 часть :

Уважаемые педагоги, у вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители школьников, а может быть даже и кто-то из вас.

Прочитайте их и прокомментируйте:

- «Вот пойдёшь в школу, там тебе ….?»

- «Ты, наверное, будешь двоечником ….?»

- «Коля, ты мне обещаешь в школе не драться, не бегать, а вести себя тихо и спокойно»

- «Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте»

Итог.

Провожая ребёнка из дома, не следует читать нотации, угрожать, ругать, а лучше всего доверительно, с любовью и верой сказать ему : «Я очень жду тебя, встретимся вечером, за ужином. Я уверена, ты справишься, ты молодчина!»

Школьные трудности у ребёнка могут возникнуть, как ни странно, от самых безобидных на наш взгляд стереотипов.

А сейчас вашему вниманию я предлагаю послушать текст и проанализировать ситуацию. Чтение текста.

Уважаемые родители и педагоги, у вас на столах лежат вопросы, они помогут вам ответить на главный вопрос к данному тексту:

«В чём причина школьных неудач мальчика?»

Проанализируйте их и подготовьте ответ. Ответы участников.

Итог: «Причина школьных неудач крылась как раз в психологической незрелости ребёнка и в слепой любви со стороны родителей к своему ребёнку. Так что же такое термин «психологическая готовность», как вы его понимаете, и важна ли психологическая готовность при поступлении ребёнка в школу? Предложите ответить на данные вопросы участникам тренинга.

Психологическая готовность включает в себя несколько аспектов:

- эмоционально волевую сферу (желание идти в школу, желание учиться, умение управлять собой, умение вступать в контакт);

- определённый запас знаний, умений, навыков;

- физиологическое и социальное развитие.

А сейчас, я предлагаю раскрыть первый аспект педагогу-психологу Захаровой И.В.  Выступление психолога.

«Психологическая готовность включает в себя несколько важных моментов. Это, прежде всего, желание ребенка идти в школу, желание получать знания. Умение слушать и выполнять задания учителя, даже если они не интересны.

Это и определённый запас знаний об окружающем мире, о себе, а так же уровень развития памяти, внимания, мышления, речи.

При всём этом не менее важно умение ребёнка управлять собой, своей двигательной активностью, что очень необходимо при 35-40 минутных уроках. Это волевой аспект психологической готовности к школе, т.е. ребёнок должен приложить усилия воли, для того, чтобы учиться.

И, наконец, эмоциональный аспект психологической готовности – это умение правильно реагировать на оценки и замечания учителя, стремление к общению со сверстниками и взрослыми.

Поэтому, если ваш ребёнок собирается в школу, это очень серьёзный и ответственный момент и без вашей родительской поддержки и помощи никак не обойтись, даже если он «лучше всех», даже если он уверен в себе, а вы уверены в нём».

Далее учитель – дефектолог раскроет нам, какими знаниями и умениями должен обладать будущий ученик.

Выступление дефектолога.

«Запас знаний, умений, навыков и физического развития при подготовке детей к школе»

Для нас педагогов необходимы знания, умения, навыки детей подготовительного возраста, написанные в программе ДУ.  

Знания, умения, навыки с возрастом детей накапливаются, создаётся прочная база для дальнейшего обучения.

Что должен знать будущий первоклассник?

Необходимо развитие всех психических процессов, таких как:

- память;

- внимание;

- воображение;

- мышление;

- восприятие;

- и, конечно, речь!

а также необходимый уровень сформированности математических представлений. Существует много игр и упражнений по развитию всех этих психических процессов, которые педагоги используют на занятиях, в свободной деятельности, на прогулках. А родители могут выполнять, возвращаясь из детского сада. Они так и называются «По дороге домой». Это простые игры, не требующие материальных затрат, но очень эффективные в развитии детей. Например: «Назови 5 предметов одежды, обуви, транспорта; 5 цветов, овощей» и т.д.. Вы сразу увидите готовность ребёнка и процесс его мыслительных операций. В дальнейшем можно увеличить количество предметов. А также ввести элемент соревнования.

«Ты назови 5 грибов, а я 5 ягод».

Ребёнок должен видеть заинтересованность взрослого в ходе игр, живое участие. Вам очень понравится реакция детей на предложенные задания, на совместную игру. Также играем по аналогии в образовании новых слов от существительных: «Это из чего сделано?», «Из чего сделан стол?», «Стол из дерева?», «Какой?» и т.д. Животное – детёныш. Профессии взрослых. Антонимы. Математические игры: счёт прямой и обратный, какое число больше или меньше.

Дорога пройдёт быстро и с пользой для ребёнка.

Также будущему первокласснику необходимо знать своё полное имя и фамилию, возраст, день рождения, домашний адрес, номер телефона, имя и отчество своих родителей, возраст братьев и сестёр. Различать времена года, месяца, дни недели. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Этому требованию соответствует много развивающего материала, а также тетради на развитие пространственной ориентации и мелкой моторики рук, что также значима для старшего дошкольника. Эти тетради можно приобрести в любом специализированном магазине. Сейчас очень широкий выбор. Необходимо, чтобы ребёнок правильно называл имена существительные во множественном числе. Порой мамы сами смеются, слыша, как ребёнок вместо «ведра» говорит «вёдры (ведров)» и  неправильно ставит ударения в простых словах. Проверьте, могут ли дети объяснить разницу понятий «над-под», «впереди-сзади», «уже-шире».

Первоклассник должен различать основные геометрические фигуры, классифицировать предметы и растения, т.е. называть, чем они являются, давать одно обобщающее слово (мебель, одежда, посуда и т.д.).

Главное, чтобы ребёнок понимал, о чём его спрашивают, и давал не формальные, а осмысленные ответы.

Необходимо также читать книги детям, обсуждать содержание, отвечать на вопросы по тексту, пересказывать короткие сюжеты. Любой учитель начальной школы уверенно назовет детей своего класса, которым читали и читают вслух книжки. У этих ребят хорошо развита речь, они и сами будут любить читать.

Предложите составить рассказ по 3-4 картинкам, разложить их последовательно слева – направо или подобрать к одной из картинок начало, середину или конец истории. Далеко не у всех это получается.

Физическое развитие.

В настоящее время не все родители уделяют внимание физическому развитию ребёнка. А это очень важный аспект. Неподготовленному физически ребёнку труднее в школе. Быстрая утомляемость, низкая работоспособность будут отрицательно влиять на обучение. Несоответствие антропометрических показателей масса – рост тела на сегодняшний день не соответствует норме, либо снижен аппетит из-за гиподинамии и вес ниже роста по норме. Либо наоборот, вес чрезмерно превышает соотношение объёма и роста. Дети получают низкие физические нагрузки, мало кто занимается спортом. Необходимо пересмотреть режим для ребёнка, выходные по возможности посвятите сезонным спортивным играм.

Дети увлечены современными техническими средствами. Нельзя, как это не банально, смотреть телевизор не более 30 минут. При просмотре нет развития мышления, затормаживается эмоциональная сфера человека.

Ребёнок постепенно становиться потребителем информации без стремления к собственной умственной работе, без навыков самостоятельной переработки информации, без познавательной активности.

Компьютерные игры и игровые приставки тренируют в основном скорость  реакции ребёнка на определённые стимулы, немного тренируют внимание, но при продолжительной игре появляются нарастающие явления утомления и как следствие – истощение нервных процессов.

Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.

Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет».

Сегодняшний тренинг я хочу закончить словами Л. Венгера:

- «Быть готовым к школе уже сегодня – не значить уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.