Государственное учреждение образования «Детский сад № 19 г. Мозыря»
Конспект занятий по образовательной области «Ребенок и общество» подраздел «Основы экономической культуры» (энергоресурсосбережения)
Тема «Берегите воду»
Жуковец Татьяна Анатольевна
воспитатель дошкольного образования
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для воспитанников старшего дошкольного возраста
Тема: «Берегите воду»
Программные задачи: формировать представление о воде и её значении в жизни человека, расширять представления о свойствах воды. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, закреплять умение работать с посудой, развивать наблюдательность, речь, совершенствовать внимание, логику, способность анализировать.
Формировать представления о роли человека в сохранении природы.
Воспитывать бережное отношения к воде как природному ресурсу.
Материалы и оборудование: аудиозапись со звуками воды, глобус, силуэт капельки, магнитная доска, карточки с изображением счетчиков, с изображением насоса, трубы водопровода (4шт.), станции очистки, водонапорной башни, дома, крана, перечёркнутого крана (знак экономии воды). Иллюстрации «Кому необходима вода?»
Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, песок, ложечки, фильтр (салфетки, ватные диски).
Предварительная работа: беседы о воде, рассказывание сказки на фланелеграфе «Путешествие капельки», чтение произведений художественной литературы о воде, опыты с водой - о 3-х её агрегатных состояниях, составление плакатов «Кому нужна вода?», «Для чего нужна вода?», «Как человек использует воду?».
Методы и приёмы:
игровой (дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде; выполнение игровых действий; внезапное появление объекта; загадки; создание игровой ситуации; имитация голоса),
словесный (беседа; чтение стихотворения,объяснение; рассказы воспитателя, детей; вопросы, сравнения, пояснение),
наглядный (наблюдение, рассматривание иллюстраций, предметов; демонстрация опыта),
практический (элементарные опыты; упражнения, показ, выполнение определённых действий).
Тип занятия: комбинированный.
Ход занятия
I этап - вводный (организационный)
Психогимнастика: «Друг» (фронтальная форма работы)
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
«К тебе я обращаюсь друг
Вставай скорей с нами в круг
Почувствуй радость и тепло
И как с друзьями хорошо»
Воспитатель дошкольного образования (В.д.о.). - О чём мы сегодня будем говорить, вы догадаетесь сами, для этого надо только прислушаться к звукам? (шум воды)
Верно, ребята, сегодня мы свами поговорим о воде.
II этап – основной
В.д.о.- Ребята, посмотрите у нас на столе глобус – это наша Земля. Посмотрим на Землю. Если ее быстро вращать, то она покажется одноцветной – какой? (голубой). - А почему? (ответы воспитанников)
Этой краски на Земле больше, чем зеленой, коричневой, белой.
Что изображает голубой цвет? (ответы воспитанников)
На нашей планете 4 океана, 30 морей и множество рек, озер. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода.
Д\и «Какая бывает вода?» (фронтальная форма работы)
Цель: закрепление представлений о свойствах воды.
Воспитанники стоят в кругу, передают капельку и называют свойства: бесцветная, свежая, тёплая, горячая, жидкая, без запаха, прозрачная, превращается в лёд, в снег и т.д.
В.д.о –Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смеем вам мы доложить:
Без воды нам не прожить!
В.д.о - Ребята, а кому нужна вода? (Деревьям, птицам, животным, людям). А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть посуду и пол, готовить обед и т.д.).
В.д.о. – А сейчас, ребята, я предлагаю вам подумать, что случится, если вода вдруг исчезнет.(Ответы воспитанников)
- Может ли человек что-нибудь сделать, чтобы вода не исчезла? (Ответы воспитанников)
В.д.о. Да, без воды все живое на Земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду нужно беречь, правильно и разумно ее расходовать.
На нашей планете много воды, но очень мало пресной и чистой, пригодной для питья. Поэтому люди научились её очищать.
Прежде, чем попасть к нам в дом, вода проходит огромный путь.
Упражнение «Как вода приходит в дом?» (фронтальная форма работы)
Цель: развитие познавательной активности.
Воспитатель вместе с воспитанниками на магнитной доске с помощью карточек выкладывают путь воды в дом: река – насос – труба водопровода – станция очистки – труба водопровода – водонапорная башня – труба водопровода – дом – труба водопровода – кран.
В.д.о. – Чтобы мы с вами пили и использовали чистую воду, она очищается с помощью фильтров.
- Предлагаю превратить нашу группу на время в научный центр.
Но прежде, чем отправиться туда, давайте освежимся.
Физминутка «Освежимся» (фронтальная форма работы)
Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
«К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре
Вот-ка славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз, это брасс
Одной, другой-это кроль
Вышли на берег крутой
И отправились домой»
Опыт с водой (подгрупповая форма работы, индивидуальная)
Цель: развитие познавательного интереса к изучению воды, развитие навыков исследовательской деятельности: умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, высказывать суждение, строить умозаключение; формирование элементарных представления о процессе фильтрации воды.
В.д.о. - Вот мы и в научном центре.
Сейчас мы с вами станем настоящими учёными.
Сейчас вы ребята узнаете: как мы загрязняем воду и как мы можем её очистить.
Воспитанники рассаживаются за столы, воспитатель просит детей напомнить правила безопасности при работе с водой:
- аккуратно пользуйся ёмкостью для воды;
- не пробуй воду на вкус;
- своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.
В.д.о. - Перед вами, ребята стоят 2 стаканчика. В одном стаканчике налита вода. Скажите, пожалуйста, какая вода в стаканчике? (Чистая, прозрачная). Вот такая вода попадает в наши дома из крана. А какую воду мы возвращаем природе? Такую же чистую и прозрачную? (Нет).
В.д.о. -Почему? Правильно, потому что мы не только её пьём, но ещё и моем посуду, обувь, игрушки, и постепенно загрязняем воду.
В.д.о. –Ребята, когда мы моем игрушки, которые приносим с улицы, что попадает в воду? Конечно песок, мусор. Как вы думаете, ребята, песок, который вы сейчас добавите, загрязнит воду? (Гипотезы детей).
В.д.о. – Добавляйте песок аккуратно, размешивайте ложкой, проверяйте. Вода изменила цвет, стала какой? (грязной, мутной).
Вывод: песок загрязняет воду.
В.д.о. - А что еще загрязняет воду? (Ответы воспитанников)
В.д.о. - Вот такую грязную воду, ребята, мы возвращаем природе. Куда попадает такая вода? Правильно, в реки. Что может случиться, если в реки попадёт грязная вода? (Ответы воспитанников).
В.д.о. -Что можно сделать, чтобы меньше загрязнялись наши реки. (Предположения детей).
В.д.о. -Нужно очищать воду. Сейчас вы попробуете самостоятельно очистить воду от грязи с помощью обыкновенной салфетки. Как вы думаете, вода будет чистой? (Гипотезы детей).
Воспитанники фильтруют воду, делают вывод: воду можно очистить от некоторых веществ.
Окончательный вывод: воду нужно очищать, прежде чем она попадёт обратно в реку.
В.д.о. - На заводах для этого ставят специальные очистные сооружения. А мы с вами как можем не загрязнять воду? Если вы отдыхаете возле речки? (Ответы воспитанников: не бросать мусор в реку, не мыть велосипед(машину), не стирать в реке одежду и т.д.)
В.д.о.- На нашей планете чистой, пресной воды уже сейчас очень мало, с каждым днем её становится меньше. Что же ребята, мы можем с вами сделать для сохранения воды? (Ответы воспитанников: экономить воду, беречь)
Упражнение «Учимся беречь и экономить воду» (фронтальная форма работы, индивидуальная)
Цель: воспитание бережного отношения к воде, анализ результатов деятельности воспитанников, развитие речи, мышления воспитанников.
На доске воспитатель прикрепляет карточку с изображением перечёркнутого крана и предлагает подумать, как воспитанники могут помочь взрослым экономить и беречь воду. После ответов на доске прикрепляют соответствующие карточки.
И подытоживают все вместе: чтобы сократить потери воды, надо:
- плотно закрывать кран;
- если кран неисправен, сразу сообщить взрослым;
- при мытье рук и умывании контролировать напор воды;
- во время чистки зубов полоскать рот из стаканчиков;
- мыть овощи и фрукты под струёй воды малого напора;
- не выбрасывать мусор в водоемы;
В.д.о. – Помочь беречь воду могут специальные приборы – счетчики расхода воды. (Демонстрируется карточка с изображением счетчиков). У кого они дома установлены? Как вы в семье следите за тем, чтобы беречь воду? (Ответы воспитанников).
В.д.о. - А знаете ли вы, что 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.
III этап. Окончание занятия.
Рефлексия. Подведение итогов занятия. Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
В.д.о - Дорогие ребята, вы справились со всеми заданиями. Наше занятие подходит к концу. Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).
- Что вы сегодня узнали нового?
- Что вы узнали из опыта?
- А какая игра вам понравилась больше всего?
- А что для вас показалось сложным?
- Как вы будете беречь и экономить воду?
Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны.
Воспитатель даёт оценку действиям детей, благодарит всех за работу. Дети вместе с воспитателем подходят к глобусу:
В.д.о - Ребята, посмотрите - какая удивительная и красивая планета - Земля! На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи. Мы сможем с вами беречь и экономить воду и сохранить Землю такой же красивой и нарядной.
Список использованных источников:
1. Учебная программа дошкольного образования/ Министерство образования РБ.- Минск: НИО,2019.
2. Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Г.Н. Казаручик. – Минск: Нац.ин-т образования, 2014
3.Чабаненко, Л. Л. Наше богатство в наших руках: метод. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л. Л. Чабаненко. – Минск: Зорны верасень, 2009.
4. Сапун, И.Н. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования/ И.Н.Сапун.- Минс