Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Конспект занятий по образовательной области «Ребенок и общество» подраздел «Основы экономической культуры» (энергоресурсосбережения) Тема «Берегите воду»

Дата: 9 марта 2020 в 14:57, Обновлено 7 декабря 2023 в 21:07

Государственное учреждение образования «Детский сад № 19 г. Мозыря»

Конспект занятий по образовательной области «Ребенок и общество» подраздел «Основы экономической культуры» (энергоресурсосбережения)

Тема «Берегите воду»

Жуковец Татьяна Анатольевна

воспитатель дошкольного образования

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для воспитанников старшего дошкольного возраста

Тема: «Берегите воду»

Программные задачи: формировать представление о воде и её значении в жизни человека, расширять представления о свойствах воды. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, закреплять умение работать с посудой, развивать наблюдательность, речь, совершенствовать внимание, логику, способность анализировать.

Формировать представления о роли человека в сохранении природы.

Воспитывать бережное отношения к воде как природному ресурсу.

Материалы и оборудование:  аудиозапись со звуками воды, глобус, силуэт капельки, магнитная доска, карточки с изображением счетчиков,  с изображением насоса, трубы водопровода (4шт.),  станции очистки, водонапорной башни, дома, крана, перечёркнутого крана (знак экономии воды). Иллюстрации «Кому необходима вода?»

Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, песок, ложечки, фильтр (салфетки, ватные диски).

Предварительная работа: беседы о воде, рассказывание сказки на фланелеграфе «Путешествие капельки», чтение произведений художественной литературы о воде, опыты с водой - о 3-х её агрегатных состояниях, составление плакатов «Кому нужна вода?», «Для чего нужна вода?», «Как человек использует воду?».

Методы и приёмы:

игровой  (дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде; выполнение игровых действий; внезапное появление объекта; загадки; создание игровой ситуации; имитация голоса),

 словесный  (беседа; чтение стихотворения,объяснение; рассказы воспитателя, детей; вопросы, сравнения, пояснение),

 наглядный (наблюдение, рассматривание иллюстраций, предметов; демонстрация опыта),

 практический (элементарные опыты; упражнения, показ, выполнение определённых действий).

Тип занятия: комбинированный.

Ход занятия

I этап - вводный (организационный)

Психогимнастика:  «Друг»  (фронтальная форма работы)

Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

 «К тебе я обращаюсь друг

Вставай скорей с нами в круг

Почувствуй радость и тепло

И как с друзьями хорошо»

Воспитатель дошкольного образования (В.д.о.). - О чём мы сегодня будем говорить, вы догадаетесь сами, для этого надо только прислушаться к звукам? (шум воды)

Верно, ребята, сегодня мы свами поговорим о воде.

II этап – основной

В.д.о.- Ребята, посмотрите у нас на столе глобус – это наша Земля. Посмотрим на Землю. Если ее быстро вращать, то она покажется одноцветной – какой? (голубой). - А почему? (ответы воспитанников)

Этой краски на Земле больше, чем зеленой, коричневой, белой.

Что изображает голубой цвет? (ответы воспитанников)

На нашей планете 4 океана, 30 морей и множество рек, озер. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода.

Д\и «Какая бывает вода?» (фронтальная форма работы)

Цель: закрепление представлений о  свойствах воды.

Воспитанники стоят в кругу, передают капельку и называют свойства: бесцветная, свежая, тёплая, горячая, жидкая, без запаха, прозрачная, превращается в лёд, в снег и т.д.

В.д.о –Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

     Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смеем вам мы доложить:

Без воды нам не прожить!

  В.д.о   - Ребята, а кому нужна вода? (Деревьям, птицам, животным, людям). А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть посуду и пол, готовить обед и т.д.).

В.д.о. – А сейчас, ребята, я предлагаю вам подумать, что случится, если вода вдруг исчезнет.(Ответы воспитанников)

- Может ли человек что-нибудь сделать, чтобы вода не исчезла? (Ответы воспитанников)

В.д.о. Да, без воды все живое на Земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду нужно беречь, правильно и разумно ее расходовать.

На нашей планете много воды, но очень мало пресной и чистой, пригодной для питья. Поэтому люди научились её очищать.

Прежде, чем попасть к нам в дом, вода проходит огромный путь.

Упражнение «Как вода приходит в дом?»  (фронтальная форма работы)

Цель: развитие познавательной активности.

Воспитатель вместе с воспитанниками на магнитной доске с помощью карточек  выкладывают путь воды в дом: река – насос – труба водопровода – станция очистки – труба водопровода – водонапорная башня – труба водопровода – дом – труба водопровода – кран.

В.д.о. –  Чтобы мы с вами пили и использовали  чистую воду, она очищается с помощью фильтров.

- Предлагаю превратить нашу группу на время в научный центр.

Но прежде, чем отправиться туда, давайте освежимся.

Физминутка  «Освежимся» (фронтальная форма работы)

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

«К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре

Вот-ка славно освежились

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе раз, это брасс

Одной, другой-это кроль

Вышли на берег крутой

И отправились домой»

Опыт с водой  (подгрупповая форма работы, индивидуальная)

Цель: развитие познавательного интереса к изучению воды, развитие навыков исследовательской деятельности: умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, высказывать суждение, строить умозаключение; формирование элементарных представления о процессе фильтрации воды.

В.д.о. - Вот мы и в научном центре.

Сейчас мы с вами станем настоящими учёными.

Сейчас вы ребята узнаете: как мы загрязняем воду и как мы можем её очистить.

Воспитанники рассаживаются за столы, воспитатель просит детей напомнить правила безопасности при работе с водой:

- аккуратно пользуйся ёмкостью для воды;

- не пробуй воду на вкус;

- своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.

В.д.о.  - Перед вами, ребята стоят 2 стаканчика. В одном стаканчике налита вода. Скажите, пожалуйста, какая вода в стаканчике? (Чистая, прозрачная). Вот такая вода попадает в наши дома из крана. А какую воду мы возвращаем природе? Такую же чистую и прозрачную? (Нет).

В.д.о.  -Почему? Правильно, потому что мы не только её пьём, но ещё и моем посуду, обувь, игрушки, и постепенно загрязняем воду.

В.д.о.  –Ребята, когда мы моем игрушки, которые приносим с улицы, что попадает в воду? Конечно песок, мусор. Как вы думаете, ребята, песок, который вы сейчас добавите, загрязнит воду? (Гипотезы детей).

В.д.о.  – Добавляйте песок аккуратно, размешивайте ложкой, проверяйте. Вода изменила цвет, стала какой? (грязной, мутной).

Вывод: песок загрязняет воду.

В.д.о.  - А что еще загрязняет воду? (Ответы воспитанников)

В.д.о.  - Вот такую грязную воду, ребята, мы возвращаем природе. Куда попадает такая вода? Правильно, в реки. Что может случиться, если в реки попадёт грязная вода? (Ответы воспитанников).

В.д.о.  -Что можно сделать, чтобы меньше загрязнялись наши реки. (Предположения детей).

В.д.о.  -Нужно очищать воду. Сейчас вы попробуете самостоятельно очистить воду от грязи с помощью обыкновенной салфетки. Как вы думаете, вода будет чистой? (Гипотезы детей).

Воспитанники фильтруют воду, делают вывод: воду можно очистить от некоторых веществ. 

 Окончательный вывод: воду нужно очищать, прежде чем она попадёт обратно в реку.

В.д.о. - На заводах для этого ставят специальные очистные сооружения. А мы с вами как можем не загрязнять воду? Если вы отдыхаете возле речки?  (Ответы воспитанников: не бросать мусор в реку, не мыть велосипед(машину), не стирать в реке одежду и т.д.)

В.д.о.- На нашей планете чистой, пресной воды уже сейчас очень мало, с каждым днем её становится меньше. Что же ребята, мы можем с вами сделать для сохранения воды? (Ответы воспитанников: экономить воду, беречь)

Упражнение «Учимся беречь и экономить воду»  (фронтальная форма работы, индивидуальная)

Цель: воспитание бережного отношения к воде, анализ результатов деятельности воспитанников, развитие речи, мышления воспитанников.

На доске воспитатель прикрепляет карточку с изображением перечёркнутого крана и предлагает подумать, как воспитанники могут помочь взрослым экономить и беречь воду. После ответов на доске прикрепляют соответствующие карточки.

И подытоживают все вместе: чтобы сократить потери воды, надо:

- плотно закрывать кран;

- если кран неисправен, сразу сообщить взрослым;

- при мытье рук и умывании контролировать напор воды;

-  во время чистки зубов полоскать рот из стаканчиков;

- мыть овощи и фрукты под струёй воды малого напора;

- не выбрасывать мусор в водоемы;

В.д.о. – Помочь беречь воду могут специальные приборы – счетчики расхода воды. (Демонстрируется карточка с изображением счетчиков). У кого они дома установлены? Как вы в семье следите за тем, чтобы беречь воду? (Ответы воспитанников).

В.д.о. - А знаете ли вы, что 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли.  И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.

III этап. Окончание  занятия.

Рефлексия. Подведение итогов занятия. Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.

В.д.о - Дорогие ребята, вы справились со всеми заданиями. Наше занятие подходит к концу. Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей). 

- Что вы сегодня узнали нового?

- Что вы узнали из опыта?

- А какая игра вам понравилась больше всего?

- А что для вас показалось сложным?

- Как вы будете беречь и экономить воду?

Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны.

Воспитатель даёт оценку действиям детей, благодарит всех за работу. Дети вместе с воспитателем подходят к глобусу:
В.д.о - Ребята, посмотрите - какая удивительная и красивая планета - Земля! На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи. Мы сможем с вами беречь и экономить воду и  сохранить Землю такой же красивой и нарядной.

 

Список использованных источников:

1. Учебная программа дошкольного образования/ Министерство образования РБ.- Минск: НИО,2019.

2. Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Г.Н. Казаручик. – Минск: Нац.ин-т образования, 2014

3.Чабаненко, Л. Л. Наше богатство в наших руках: метод. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л. Л. Чабаненко. – Минск: Зорны верасень, 2009.

4. Сапун, И.Н. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования/ И.Н.Сапун.- Минс
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.