Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Деловая игра

Дата: 28 марта 2018 в 21:01, Обновлено 10 декабря 2023 в 23:16

https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad19mozyr/library/Деловая_игра_EFkngPW.ppt

Слайд №1 Деловая игра.

Тема: «Художественная литература в свете реализации учебной программы дошкольного образования».

Слайд №2 Цель деловой игры:

  • проверить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
  • развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;
  • раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Слайд №3 Высказывания ученых-педагогов о роли книги в речевом развитии ребенка

Педагоги и психологи уделяли большое внимание вопросу влияния детской литературы на речевое развитие малышей. Вот некоторые из них:

 … одним из всех чудес, созданным человеком,

наиболее сложным и великим является книга.

Книгу называют единственной машиной времени,

с помощью которой можно совершать

путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

(Максим Горький)

• Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя. (В. А. Сухомлинский)

Актуальность знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в деловой игре

Слайд №4   План игры

  1. Разминка.
  2.  Что не соответствует возрастной группе?
  3. Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой
  4. Определить к какой возрастной группе относятся произведения
  5.  Решить кроссворд
  6. Викторина «Народная сказка в жизни детей»
  7. «Шуточная реклама»
  8. Определить название художественного произведения и его автора по отрывку
  9. От имени кого и о ком ведётся рассказ
  10.  Аукцион пословиц о книге, чтении
  11.  Конкурс детских стихов о временах года
  12.  Подведение итогов

Слайд № 5  «Разминка»

  1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Ответ: поговорка).
  2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (Ответ: басня).
  3. Устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Ответ: былина).
  4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Ответ: сказка).
  5. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения. (Ответ: загадка).
  6. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл. (Ответ: пословица).
  7. Короткая из двух или  четырёх строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом. (Ответ: частушка).

Слайд № 6  Задание «Что не соответствует возрастной группе?”

1 команда – Определить не соответствующие задачи по учебной программе  дошкольного образования по приобщению детей к художественной литературе в представленных возрастных группах.

2 команда - Умения освоения учебной программы  дошкольного образования по приобщению к художественной литературе.

Слайд № 7  первая младшая группа

  • Продолжать развивать интерес к содержанию литературных произведений.
  • Формировать умение слушать внимательно небольшое стихотворение, сказку, рассказ, отвечать на вопросы по их содержанию.
  • Содействовать дальнейшему практическому овладению художественно-речевой деятельностью: пересказ рассказов, сказок, чтение наизусть стихов и пр.
  • Побуждать к самостоятельным играм с куклами настольного, пальчикового театра.

Слайд № 8  вторая  младшая группа

  • Продолжать формировать умение воспринимать произведения художественной литературы и фольклора, подводить к их воспроизведению (сказка, рассказ).
  • Содействовать формированию практических художественно-речевых действий: приобщать к пересказу совместно с педагогом небольших по объёму сказок и рассказов, правильно передавая их содержание; содействовать развитию непосредственности в чтении наизусть небольших по объёму стихов, потешек.
  • Развивать умение выразительного исполнения поэтических произведений.

Слайд № 9 Средняя группа

  • Побуждать к выражению своего эмоционального отклика на литературные произведения (выполняя игровые действия и звукоподражания, соответствующие тексту, повторяя вслед за взрослым отдельные слова и выражения.
  • Продолжать приобщать к малым фольклорным жанрам, творчеству классиков белорусской, русской, зарубежной литературы и современных поэтов и писателей разной тематики.
  • Развивать способность различать прозаическую и стихотворную речь.

Слайд № 10 Старшая группа

  • Продолжать знакомство с тематическим разнообразием и жанровыми особенностямифольклорных.
  • Приобщаться к пересказу совместно со взрослым небольших по объёму сказок и рассказов.
  • Уточнить и обобщить представления о фольклорных и литературных произведениях разных жанров(жанры фольклора: загадка, небылица, закличка и пр.; жанры прозы: рассказ, басня, сказка; жанры поэзии: стихотворение, сказка, басня и пр.)

2 команда - Умения освоения учебной программы дошкольного образования  по приобщению к художественной литературе.

Слайд № 11  первая младшая группа

  • Повторять за взрослым короткие потешки, пестушки, стихотворения.
  • Принимать игровой образ и отражать его в соответствующих движениях, в разном темпе.
  • Понимать содержание, следить за развитием действий в литературных произведениях.
  • Выполнять игровые действия в соответствии содержанием стихотворений (потешки, пестушки).
  • Самостоятельно играть с куклами настольного, пальчикового театра.

Слайд № 12 вторая младшая группа

  • Слушать и эмоционально воспринимать литературные и фольклорные произведения, следить за развитием сюжета в них.
  • Пересказывать несложные сказки, рассказы, повторять за взрослыми отдельные фразы из литературных произведений.
  • Узнавать литературных героев и их действия при многократном восприятии художественных и фольклорных произведений.
  • Проявлять интерес к восприятию литературных и фольклорных произведений.
  • Совместно со взрослым обыгрывать стихотворение, сказку, разыгрывать несложные сценки.

Слайд № 13  Средняя группа

  • Эмоционально воспринимать литературное произведение .
  • Эмоционально и выразительно исполнять небольшие по объёму стихотворения, потешки, интонационно передавать отношение к персонажу.
  • Следить за развитием действий в произведении, понимать его содержание.
  • Отличать жанр сказки и рассказа, стихотворную и прозаическую речь.
  • Сохранять последовательность сюжета при пересказе коротких сказок, передавать характер персонажей, авторские слова и выражения при пересказе.

Слайд № 14  Старшая группа

  • Слушать внимательно небольшое по объёму стихотворение, сказку, рассказ, отвечать на вопросы по их содержанию.
  • Различать жанры сказки, рассказа и стихотворения, понимать их характерные особенности, средства выразительности.
  • Эмоционально, соблюдая логику и последовательность событий, пересказывать прозаические литературные произведения.
  • Придумывать свое начало литературного произведения.
  • Давать оценку действиям героев литературных произведений.

Слайд № 15  Задание для 1 команды:

 Назвать методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой.

Слайд № 17 Ответ: Методы ознакомления с художественной литературой: словесный, наглядный и практический.

Словесный метод:

- чтение произведений,

- вопросы по содержанию произведений,

- пересказ произведений,

- заучивание наизусть,

- беседа по произведению,

- прослушивание  аудиозаписей.

Практический метод:

- элементы инсценировки,

- игры-драматизации,

- дидактические игры,

- театрализованные игры,

- использование разных видов театра,

- игровая деятельность.

Наглядный метод:

- показ иллюстраций, картин, игрушек,

- элементы инсценировки,

- схемы,

 - просмотр видеофильмов,

- оформление выставок.
 

Слайд № 16  Задание для 2 команды:  

Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения

Слайд №18

  • Сказки: «Репка», «Теремок», «Козлятки и волк», «Колобок»                 
  • В.Сутеев «Кто сказал «Мяу»?»
  • А.Барто «Игрушки»
  • А. Кобец-Філімонава «Мароз, Чырвоны нос»;
  • С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»       (Ответ: первая  младшая группа)

слайд №19

  • Сказки: «Лисичка – сестричка и волк», «Курачка-Рабка», «Как лиса училась летать», «Три поросёнка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная шапочка»;
  • С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Багаж»;
  • С. Михалков «Дядя Стёпа»;
  • М.Пришвин «Журка»;
  • Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц?», «Воробей»;
  • В. Вітка «Піла».    (Ответ: средняя группа)

слайд № 20

  • И. Бунин:  «На пруде», «Все темней»;
  • Л. Толстой «Хотела галка пить»;
  • М. Пришвин «Журка»;
  • Ю. Тувим «Овощи»;
  • Б. Заходер «Кискино горе»;
  • Я. Купала «Лістапад»
  • Сказки:      «Лиса и козёл», «Бычок – смоляной бочок», «Жихарка», «Как лиса училась летать», «Курачка-Рабка»,  «Зайкава хатка»,   «Каза-манюка», «Муха-пяюха»;
  • Ш. Перро «Красная шапочка» (Ответ: вторая  младшая группа)

слайд № 21

  • Сказки:  «Крылатый, мохнатый  да масляный», «Царевна – лягушка, «Сивка-Бурка», «Хаврошечка»;
  • Казкі: «Жаронцы», «Гарошак», «Пра быка і яго сяброў»;
  • Л.Толстой «Лев и собачка», «Косточка», «Филипок»;
  • Н.Носов «Живая шляпа»;
  • А.Пушкин «Сказка о царе Солтане…»,
  • П.Бажов «Серебряное копытце»; В.Катаев «Цветик – семицветик»   (Ответ: старшая группа).

Слайд № 22 - 24. Решить кроссворд

Прочитав отрывок из произведения, назовите фамилию автора, которая зашифрована в кроссворде

1. Если мальчик любит мыло и зубной порошок,

Этот мальчик очень милый, поступает хорошо…

(В. Маяковский)

2. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне…. (С. Маршак)

3. Долго у моря ждал он ответа.

Не дождался, к старухе воротился. (А. Пушкин)

4. В одном переулке стояли дома.

В одном из домов жил упрямый Фома (С. Михалков)

5. Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам! Стыд и срам!

(К. Чуковский)

Слайд № 25   «Народная сказка в жизни детей»

Задание 1команде: Как помочь раненым и убитым в русских народных сказках? Приведите примеры сказок.

Примерный ответ: Полить их сначала мертвой, а затем живой водой. («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»«Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».)

Задание 2 команде. В каких сказках и какие  волшебные предметы встречаются ? Приведите примеры  русских народных  сказок.

Примерный ответ: «Царевна-лягушка»«Волшебный корабль».

Слайд №26  «Шуточная реклама» (При ответах указывать название и авторство произведений)

Слайд №27.  Задание. Определите название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

...Ну так видите ль, миряне,
Православные христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;

    При конюшне царской служит

    И нисколько не потужит

    Он о братьях, об отце

    В государевом дворце...

Ответ. (П. П. Ершов. «Конек-горбунок»)

... Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным; продаёт он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева; он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра да золота; золотой казной корабли нагружает да домой посылает....

Ответ. (С. Аксаков «Аленький цветочек»)

Слайд №28  Задание: От имени кого и о ком ведется рассказ?

   «Он решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется.

    Он думал, что все такие простаки, как его бабушка и дедушка. Сам оказался глупым хвастунишкой, вот и поплатился за это. А я его перехитрила!..»

Ответ 1. (Лиса о колобке.)

«Она хорошая девушка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю... Зачем было через меня прыгать?»

Ответ 2. (Огонь о Снегурочке.)

В.д.о.: Освоение ребёнком речи во всём ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками. В приобщении ребёнка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц.

Слайд № 29  Аукцион пословиц

Кто больше знает пословиц о книге и чтении.

Примеры:

С книгой жить – век не тужить.

Испокон века книга растит человека.

Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.

Хорошая книга – лучший друг.

Кто много читает, тот много и знает

Ум без книги – что птица без крыльев.

В.д.о.: Владеть искусством художественного чтения и рассказывания – профессиональная обязанность воспитателя. Чтобы овладеть вниманием и доверием детей, речь педагога должна быть эмоциональной и убедительной. Разнообразнейшие интонации голоса, всевозможные оттенки его силы и темпа чтения, соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка исполняемого произведения. Задача педагога - умело использовать всё богатство оттенков своего. Предлагаю вам устроить небольшой конкурс на лучшего чтеца.

Слайд № 30  Конкурс детских стихов  о временах года

Педагогам предлагаются пейзажные картинки. На них изображены зима и осень. Команда должна вспомнить отрывки из стихотворений о времени года, прочитать выразительно, кто больше.

Слайды № 31- 36 Иллюстрации к стихам для сопровождения к стихам об осени и зиме

Слайды № 37- 38 Подведение итогов деловой игры

Рекомендации:

  • активизировать работу по ознакомлению детей с книгой, используя  разнообразные методы и приемы;
  • пополнять  в учреждении дошкольного образования  библиотеку детских книг.
  • информировать  родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы.

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – 3е изд. — Минск : НИО: Аверсэв, 2016. – 416 с.
  2. Дубинина, Д. Н. Путешествие в сказку : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Д. Н. Дубинина. — Минск : Жасскон, 2012. — 20 с. : 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
  3. Дубинина, Д. Н. В мире сказок : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Д. Н. Дубинина. — Минск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с.: 28 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
  4. Дубініна, Д.М.  Выхаванне ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці да беларускай мастацкай літаратуры і фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна. — Мінск :Новое знание,2016. — 208 с. 
  5. Косенюк, Р.Р. Сказка «Козлятки и волк»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: Аверсэв, 2016. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
  6.  Косенюк, Р.Р. Сказка «Колобок»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: «Аверсэв», 2016. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
  7. Косенюк, Р.Р. Сказка «Курочка Ряба»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк. – Минск: «Аверсэв», 2016. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
  8.  Косенюк, Р.Р. Сказка «Репка»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк. – Минск: «Аверсэв», 2016. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
  9.  Косенюк, Р.Р. Сказка «Теремок»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: «Аверсэв», 2016. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
  10. Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. — Минск : Экоперспектива, 2015. — Т. 1 : До 3 лет. — 207 с.
  11. Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. — Минск : Экоперспектива, 2015. — Т. 1 : От 3 до 5 лет. — 415 с.
  12. Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. — Минск : Экоперспектива, 2015. — Т. 2 : От 3 до 5 лет. — 415 с.
  13. Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. — Минск : Экоперспектива, 2015. — Т. 3 : От 5 до 7 лет. В 2 кн., кн. 1. — 463 с.
  14. Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. — Минск : Экоперспектива, 2015. — Т. 3 : От 5 до 7 лет. В 2 кн., кн. 2. — 479 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.