https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad19mozyr/library/Деловая_игра_EFkngPW.ppt
Слайд №1 Деловая игра.
Тема: «Художественная литература в свете реализации учебной программы дошкольного образования».
Слайд №2 Цель деловой игры:
- проверить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
- развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;
- раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Слайд №3 Высказывания ученых-педагогов о роли книги в речевом развитии ребенка
Педагоги и психологи уделяли большое внимание вопросу влияния детской литературы на речевое развитие малышей. Вот некоторые из них:
… одним из всех чудес, созданным человеком,
наиболее сложным и великим является книга.
Книгу называют единственной машиной времени,
с помощью которой можно совершать
путешествия в прошлое, настоящее и будущее.
(Максим Горький)
• Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя. (В. А. Сухомлинский)
Актуальность знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в деловой игре
Слайд №4 План игры
- Разминка.
- Что не соответствует возрастной группе?
- Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой
- Определить к какой возрастной группе относятся произведения
- Решить кроссворд
- Викторина «Народная сказка в жизни детей»
- «Шуточная реклама»
- Определить название художественного произведения и его автора по отрывку
- От имени кого и о ком ведётся рассказ
- Аукцион пословиц о книге, чтении
- Конкурс детских стихов о временах года
- Подведение итогов
Слайд № 5 «Разминка»
- Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Ответ: поговорка).
- Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (Ответ: басня).
- Устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Ответ: былина).
- Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Ответ: сказка).
- Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения. (Ответ: загадка).
- Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл. (Ответ: пословица).
- Короткая из двух или четырёх строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом. (Ответ: частушка).
Слайд № 6 Задание «Что не соответствует возрастной группе?”
1 команда – Определить не соответствующие задачи по учебной программе дошкольного образования по приобщению детей к художественной литературе в представленных возрастных группах.
2 команда - Умения освоения учебной программы дошкольного образования по приобщению к художественной литературе.
Слайд № 7 первая младшая группа
- Продолжать развивать интерес к содержанию литературных произведений.
- Формировать умение слушать внимательно небольшое стихотворение, сказку, рассказ, отвечать на вопросы по их содержанию.
- Содействовать дальнейшему практическому овладению художественно-речевой деятельностью: пересказ рассказов, сказок, чтение наизусть стихов и пр.
- Побуждать к самостоятельным играм с куклами настольного, пальчикового театра.
Слайд № 8 вторая младшая группа
- Продолжать формировать умение воспринимать произведения художественной литературы и фольклора, подводить к их воспроизведению (сказка, рассказ).
- Содействовать формированию практических художественно-речевых действий: приобщать к пересказу совместно с педагогом небольших по объёму сказок и рассказов, правильно передавая их содержание; содействовать развитию непосредственности в чтении наизусть небольших по объёму стихов, потешек.
- Развивать умение выразительного исполнения поэтических произведений.
Слайд № 9 Средняя группа
- Побуждать к выражению своего эмоционального отклика на литературные произведения (выполняя игровые действия и звукоподражания, соответствующие тексту, повторяя вслед за взрослым отдельные слова и выражения.
- Продолжать приобщать к малым фольклорным жанрам, творчеству классиков белорусской, русской, зарубежной литературы и современных поэтов и писателей разной тематики.
- Развивать способность различать прозаическую и стихотворную речь.
Слайд № 10 Старшая группа
- Продолжать знакомство с тематическим разнообразием и жанровыми особенностямифольклорных.
- Приобщаться к пересказу совместно со взрослым небольших по объёму сказок и рассказов.
- Уточнить и обобщить представления о фольклорных и литературных произведениях разных жанров(жанры фольклора: загадка, небылица, закличка и пр.; жанры прозы: рассказ, басня, сказка; жанры поэзии: стихотворение, сказка, басня и пр.)
2 команда - Умения освоения учебной программы дошкольного образования по приобщению к художественной литературе.
Слайд № 11 первая младшая группа
- Повторять за взрослым короткие потешки, пестушки, стихотворения.
- Принимать игровой образ и отражать его в соответствующих движениях, в разном темпе.
- Понимать содержание, следить за развитием действий в литературных произведениях.
- Выполнять игровые действия в соответствии содержанием стихотворений (потешки, пестушки).
- Самостоятельно играть с куклами настольного, пальчикового театра.
Слайд № 12 вторая младшая группа
- Слушать и эмоционально воспринимать литературные и фольклорные произведения, следить за развитием сюжета в них.
- Пересказывать несложные сказки, рассказы, повторять за взрослыми отдельные фразы из литературных произведений.
- Узнавать литературных героев и их действия при многократном восприятии художественных и фольклорных произведений.
- Проявлять интерес к восприятию литературных и фольклорных произведений.
- Совместно со взрослым обыгрывать стихотворение, сказку, разыгрывать несложные сценки.
Слайд № 13 Средняя группа
- Эмоционально воспринимать литературное произведение .
- Эмоционально и выразительно исполнять небольшие по объёму стихотворения, потешки, интонационно передавать отношение к персонажу.
- Следить за развитием действий в произведении, понимать его содержание.
- Отличать жанр сказки и рассказа, стихотворную и прозаическую речь.
- Сохранять последовательность сюжета при пересказе коротких сказок, передавать характер персонажей, авторские слова и выражения при пересказе.
Слайд № 14 Старшая группа
- Слушать внимательно небольшое по объёму стихотворение, сказку, рассказ, отвечать на вопросы по их содержанию.
- Различать жанры сказки, рассказа и стихотворения, понимать их характерные особенности, средства выразительности.
- Эмоционально, соблюдая логику и последовательность событий, пересказывать прозаические литературные произведения.
- Придумывать свое начало литературного произведения.
- Давать оценку действиям героев литературных произведений.
Слайд № 15 Задание для 1 команды:
Назвать методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой.
Слайд № 17 Ответ: Методы ознакомления с художественной литературой: словесный, наглядный и практический.
Словесный метод:
- чтение произведений,
- вопросы по содержанию произведений,
- пересказ произведений,
- заучивание наизусть,
- беседа по произведению,
- прослушивание аудиозаписей.
Практический метод:
- элементы инсценировки,
- игры-драматизации,
- дидактические игры,
- театрализованные игры,
- использование разных видов театра,
- игровая деятельность.
Наглядный метод:
- показ иллюстраций, картин, игрушек,
- элементы инсценировки,
- схемы,
- просмотр видеофильмов,
- оформление выставок.
Слайд № 16 Задание для 2 команды:
Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения
Слайд №18
- Сказки: «Репка», «Теремок», «Козлятки и волк», «Колобок»
- В.Сутеев «Кто сказал «Мяу»?»
- А.Барто «Игрушки»
- А. Кобец-Філімонава «Мароз, Чырвоны нос»;
- С.Маршак «Сказка о глупом мышонке» (Ответ: первая младшая группа)
слайд №19
- Сказки: «Лисичка – сестричка и волк», «Курачка-Рабка», «Как лиса училась летать», «Три поросёнка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная шапочка»;
- С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Багаж»;
- С. Михалков «Дядя Стёпа»;
- М.Пришвин «Журка»;
- Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц?», «Воробей»;
- В. Вітка «Піла». (Ответ: средняя группа)
слайд № 20
- И. Бунин: «На пруде», «Все темней»;
- Л. Толстой «Хотела галка пить»;
- М. Пришвин «Журка»;
- Ю. Тувим «Овощи»;
- Б. Заходер «Кискино горе»;
- Я. Купала «Лістапад»
- Сказки: «Лиса и козёл», «Бычок – смоляной бочок», «Жихарка», «Как лиса училась летать», «Курачка-Рабка», «Зайкава хатка», «Каза-манюка», «Муха-пяюха»;
- Ш. Перро «Красная шапочка» (Ответ: вторая младшая группа)
слайд № 21
- Сказки: «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна – лягушка, «Сивка-Бурка», «Хаврошечка»;
- Казкі: «Жаронцы», «Гарошак», «Пра быка і яго сяброў»;
- Л.Толстой «Лев и собачка», «Косточка», «Филипок»;
- Н.Носов «Живая шляпа»;
- А.Пушкин «Сказка о царе Солтане…»,
- П.Бажов «Серебряное копытце»; В.Катаев «Цветик – семицветик» (Ответ: старшая группа).
Слайд № 22 - 24. Решить кроссворд
Прочитав отрывок из произведения, назовите фамилию автора, которая зашифрована в кроссворде
1. Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
Этот мальчик очень милый, поступает хорошо…
(В. Маяковский)
2. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне…. (С. Маршак)
3. Долго у моря ждал он ответа.
Не дождался, к старухе воротился. (А. Пушкин)
4. В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил упрямый Фома (С. Михалков)
5. Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам! Стыд и срам!
(К. Чуковский)
Слайд № 25 «Народная сказка в жизни детей»
Задание 1команде: Как помочь раненым и убитым в русских народных сказках? Приведите примеры сказок.
Примерный ответ: Полить их сначала мертвой, а затем живой водой. («Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».)
Задание 2 команде. В каких сказках и какие волшебные предметы встречаются ? Приведите примеры русских народных сказок.
Примерный ответ: «Царевна-лягушка», «Волшебный корабль».
Слайд №26 «Шуточная реклама» (При ответах указывать название и авторство произведений)
Слайд №27. Задание. Определите название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:
...Ну так видите ль, миряне,
Православные христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях, об отце
В государевом дворце...
Ответ. (П. П. Ершов. «Конек-горбунок»)
... Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным; продаёт он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева; он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра да золота; золотой казной корабли нагружает да домой посылает....
Ответ. (С. Аксаков «Аленький цветочек»)
Слайд №28 Задание: От имени кого и о ком ведется рассказ?
«Он решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется.
Он думал, что все такие простаки, как его бабушка и дедушка. Сам оказался глупым хвастунишкой, вот и поплатился за это. А я его перехитрила!..»
Ответ 1. (Лиса о колобке.)
«Она хорошая девушка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю... Зачем было через меня прыгать?»
Ответ 2. (Огонь о Снегурочке.)
В.д.о.: Освоение ребёнком речи во всём ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками. В приобщении ребёнка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц.
Слайд № 29 Аукцион пословиц
Кто больше знает пословиц о книге и чтении.
Примеры:
С книгой жить – век не тужить.
Испокон века книга растит человека.
Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
Хорошая книга – лучший друг.
Кто много читает, тот много и знает
Ум без книги – что птица без крыльев.
В.д.о.: Владеть искусством художественного чтения и рассказывания – профессиональная обязанность воспитателя. Чтобы овладеть вниманием и доверием детей, речь педагога должна быть эмоциональной и убедительной. Разнообразнейшие интонации голоса, всевозможные оттенки его силы и темпа чтения, соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка исполняемого произведения. Задача педагога - умело использовать всё богатство оттенков своего. Предлагаю вам устроить небольшой конкурс на лучшего чтеца.
Слайд № 30 Конкурс детских стихов о временах года
Педагогам предлагаются пейзажные картинки. На них изображены зима и осень. Команда должна вспомнить отрывки из стихотворений о времени года, прочитать выразительно, кто больше.
Слайды № 31- 36 Иллюстрации к стихам для сопровождения к стихам об осени и зиме
Слайды № 37- 38 Подведение итогов деловой игры
Рекомендации:
- активизировать работу по ознакомлению детей с книгой, используя разнообразные методы и приемы;
- пополнять в учреждении дошкольного образования библиотеку детских книг.
- информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы.
Литература:
- Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – 3е изд. — Минск : НИО: Аверсэв, 2016. – 416 с.
- Дубинина, Д. Н. Путешествие в сказку : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Д. Н. Дубинина. — Минск : Жасскон, 2012. — 20 с. : 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
- Дубинина, Д. Н. В мире сказок : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Д. Н. Дубинина. — Минск : Пачатковая школа, 2013. — 24 с.: 28 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
- Дубініна, Д.М. Выхаванне ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці да беларускай мастацкай літаратуры і фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна. — Мінск :Новое знание,2016. — 208 с.
- Косенюк, Р.Р. Сказка «Козлятки и волк»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: Аверсэв, 2016. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
- Косенюк, Р.Р. Сказка «Колобок»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: «Аверсэв», 2016. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
- Косенюк, Р.Р. Сказка «Курочка Ряба»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк. – Минск: «Аверсэв», 2016. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
- Косенюк, Р.Р. Сказка «Репка»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк. – Минск: «Аверсэв», 2016. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
- Косенюк, Р.Р. Сказка «Теремок»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: «Аверсэв», 2016. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
- Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. — Минск : Экоперспектива, 2015. — Т. 1 : До 3 лет. — 207 с.
- Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. — Минск : Экоперспектива, 2015. — Т. 1 : От 3 до 5 лет. — 415 с.
- Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. — Минск : Экоперспектива, 2015. — Т. 2 : От 3 до 5 лет. — 415 с.
- Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. — Минск : Экоперспектива, 2015. — Т. 3 : От 5 до 7 лет. В 2 кн., кн. 1. — 463 с.
- Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. — Минск : Экоперспектива, 2015. — Т. 3 : От 5 до 7 лет. В 2 кн., кн. 2. — 479 с.